Международная конференция «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции»
Международная конференция «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции»
Аннотация
Код статьи
S0869544X0025882-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Копченова И. В. 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119991 Москва, Ленинский проспект, д. 32-А
Выпуск
Страницы
133-136
Аннотация

Копченова И.В. Международная конференция «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции»

Ключевые слова
Международная конференция, славянская культура, еврейская культура
Классификатор
Получено
02.03.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
129
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1

7–9 декабря 2022 г. в Институте славяноведения РАН состоялась международная конференция «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции», организованная центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН совместно с Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «СЭФЕР» и Центром изучения религий, кафедрой теологии, библеистики и иудаики РГГУ. Двадцать шестая по счету конференция проводилась в рамках международного проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» (материалы всех конференций 1995–2021 гг. опубликованы, полные тексты сборников выложены на сайте ежегодника >>>>

2

Конференция была посвящена эсхатологии как значимой части космогонии, книжным и народным представлениям о «последних временах», о конце света и предвещающим его знамениям, о приходе Мессии и Страшном суде, о грядущей участи человечества. Эсхатологическая тематика нашла отражение в текстах древности и средневековья, литературы, фольклора, иконографии. Сюжеты и образы Апокалипсиса, отражаясь в трактовке исторических событий, социальных потрясений, военных конфликтов, природных и техногенных катастроф, составляют неотъемлемую часть «устной истории» Нового времени и современности. На материале разных источников (исторических, литературных, фольклорных, изобразительных) докладчики не только обсудили семантику и символику эсхатологических сюжетов и мотивов, но и проанализировали механизмы, задействованные элитарной и традиционной культурой в процессе подготовки к «последним временам» и направленные на сохранение общечеловеческих ценностей в будущем мире.

3

Конференция собрала 46 докладчиков из Республики Беларусь, Германии, Израиля, Латвии и России, в том числе семь сотрудников Института славяноведения. 

4

На первом заседании состоялась традиционная презентация выпуска ежегодникаакадемической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней встречи «Профессионалы и маргиналы в славянской и еврейской культурной традиции» (под ред. C.Н. Амосовой, О.В. Беловой (отв. ред.), И.В. Копченовой, В.В. Мочаловой, М.В. Ясинской. М., Бостон, СПб., 2022).

5

Доклады конференции распределились по нескольким тематическим блокам. Конференцию открыл большой блок докладов, посвященных эсхатологической теме в книжной культуре древности и ее исторической перспективе. С. Бабкина (РГГУ) исследовала историю жизни и смерти царя Саула как «личный апокалипсис», напоминающий греческую трагедию о проклятом. Доклад Н. Брагинской (НИУ ВШЭ) был посвящен представлению о конце мира без казней и бедствий в иудео-эллинистической повести об истории женитьбы патриарха Иосифа на дочери языческого жреца Асенет («Иосиф и Асенет», датировка между 200 г. до н.э. до 200 г. н.э.). Н. Сидоренко (СПбГУ) на основе текстологического анализа показала, как в результате экзегетических решений переводчика арамейского таргума книги пророка Исайи (I в. н.э. и последующая редактура IV–V вв.) трансформируется эсхатологический смысл стихов о награждении праведников и наказании нечестивых, и как слова, которые в еврейском оригинале текста имели различные коннотации, получают однозначную интерпретацию. Ю.Матушанская (Казанский (Приволжский) федеральный ун-т) на примере жизни иудейского историка Иосифа Флавия (I в. н.э.)рассмотрела представления древнего автора о своем месте в мире в эпоху больших исторических событий, воспринимаемых современниками как конец света. А. Лунева (СПбГУ) в своем исследовании раннехристианских антииудейских текстов применила методы когнитивного религиоведения (феномен «взаимного альтруизма» (reciprocalaltruism)), что позволило по-новому рассмотреть формирование христианской концепции спасения после смерти и иудео-христианские отношения II–III вв. в целом. Доклад Б.Рашковского (ИВИ РАН) представил первый опыт систематического описания различных чудес из книги о путешествиях р. ПетахииРегенсбургского в контексте эсхатологических представлений, при этом были использованы материалы ранее не вводившихся в научный оборот лондонской рукописи «Путешествия Петахии» (Jews’ College № 146) и перевода первого идишского издания книги, опубликованного в 1600 г. в Праге. В докладе Г. Зелениной (ИСАА МГУ, РГГУ, РАНХиГС) рассматривалось конструирование образа иудеев в антииудейских трактатах испанского Золотого века, связи традиционных юдофобных стереотипов с новой реальностью, роль иудеев в апокалиптических сценариях. Л. Чаковская (ГИИ) описала образ реки Сион огненной в русских духовных стихах и эсхатологическую топографию Иерусалима, города, неотделимого в славянской и еврейской традиции от судеб конца времен. Основным предметом сообщения И. Бессонова (МГУПП) стало взаимодействие эсхатологической иудейской и христианской традиций, отразившееся в еврейских апокалиптических сочинениях раннесредневековой Византии, в первую очередь в «СеферЗерубавель» («Книга Зоровавеля», VII в. н.э.). В докладе Д. Антонова (РГГУ) шла речь о том, какие представления об Антихристе циркулировали в русской книжности второй половины XV–XVII вв. (в переводных текстах Иринея Лионского, Ипполита Римского, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого и др., а также в сочинениях русских авторов), и как они коррелировали с иконографическими моделями. А. Грищенко (ИСл РАН) рассмотрел вопросы о различиях в терминах, обозначавших иудейского мессию («машьякъ», «машика», «машляхъ», «машиаакъ» и др.) в средневековой восточнославянской книжности, о возможных источниках этого гебраизма, а также о его роли в эсхатологических представлениях средневековой Руси. Д.Харман (Гёттингенский ун-т) посвятила доклад анализу миниатюры с вооруженным Мессией в рукописи ашкеназскойагадыXV в. из Манчестерской университетской библиотеки (Rylands 7), проследив связь Мессии-рыцаря с другими изображениями рыцарей в литературе и искусстве ашкеназов. В докладе В. Мочаловой (ИСл РАН) об эсхатологических ожиданиях 1666 г. в христианской и иудейской среде был рассмотрен обширный труд ИоанникияГолятовского «Мессия правдивый», отразивший обеспокоенность христианских кругов появлением и влиянием на умы иудейского лжемессииШаббтаяЦви. И. Соломин (МГУ) проследил актуальность темы эсхатологии в московских изданиях «Паренесиса» Ефрема Сирина середины XVII в. для ее владельцев и читателей (по материалам владельческих записей и маргиналий) и сопоставил эти представления с библейской эсхатологической традицией и параллельными эсхатологическими представлениями евреев Восточной Европы. Д. Прохоров (Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского), исследуя караимскиенарративы XVII–XVIII вв., обратил внимание на взаимосвязь между стихийными бедствиями и социальными потрясениями на Крымском полуострове и ухудшением положения представителей иудейской и караимской общин Крыма.Т. Хижая (Владимирский государственный ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых) на основе микроисторического анализа документов дела о коллективном самоубийстве крестьян саратовского села Копены в 1827 г., относящихся к Спасову согласию, и ряда документов более раннего периода, сделала вывод о влиянии эсхатологических ожиданий на произошедшую трагедию. Е. Новокрещенных (ТюмГУ) рассмотрела рукописные маргиналии на миниатюрах старообрядческого издания лицевого «Апокалипсиса трехтолкового» 1910 г. из собрания А.Г. Елфимова (Отдел редкой книги библиотеки ТюмГУ), отражающие интерпретацию христианской эсхатологии читателем-старообрядцем начала XX в.

6

Тема последних времен и эсхатологических ожиданий в художественной литературе, драматургии и кино объединилана конференции доклады другого блока. Г. Элиасберг (РГГУ) рассмотрела восприятие в еврейской театральной критике первой половины XX в.драматического цикла «Мессии» Давида Пинского (1906–1940), осмыслявшего философскую тему, связанную с надеждой на преодоление исторических кризисов.С. Пахомова (МВШСЭН) обратилась к репрезентации темы смерти еврейского местечка и конца времен на примере спектаклей ГОСЕТа «Ночь на старом рынке» (1925) и театра «Габима» «Гадибук» (1922). И. Адельгейм (ИСл РАН) представила сложную мозаичную систему персонажей и повествователей в произведении Ольги Токарчук «Книги Якова, или Большое путешествие через семь границ, пять языков и три большие религии, не считая маленьких», посвященном Якову Франку и его мессианскому движению. Д. Вирен (ИСл РАН, ГИИ) обратился к анализу двух апокалиптических фильмов-антиутопий режиссера Петра Шулькина («О-би, о-ба. Конец цивилизации» (1984) и «Га-га. Слава героям» (1985)).Е. Шатько (ИСл РАН)обратила внимание на особое восприятиеапокалипсиса как «хэппи-энда истории» в творчестве современного черногорско-боснийского писателя Андрея Николаидиса.

7

Еще один блок докладов был посвящен трансформации представлений об апокалиптических событиях и «последних временах» в истории идей, историографии и публицистике. В. Шнирельман (ИЭА РАН) проследил формирование на протяжении веков и бытование в современной России богословской и политологической концепции Катехона (Удерживающего) – деятеля, призванного препятствовать окончательному торжеству зла в истории и приходу Антихриста. Доклад А. Ковельмана (ИСАА МГУ) был посвящен пророческой книге Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и ее переосмыслению спустя столетие после смерти философа в фильме режиссера Кристи Пую «Мальмкрог» (2020). В докладе В. Максакова (независимый исследователь, Москва) был рассмотрен один из ключевых эсхатологических сюжетов истории идей и культурного трансфера в еврейской истории – движениеШабтаяЦви в интерпретации историка религии ГершомаШолема. В. Дымшиц(Европейский ун-т в Санкт-Петербурге) обратился к кругу текстов пророчеств (реальных и вымышленных) о «последних временах», к которым апеллирует люди традиционных сообществ, объясняя для себя катастрофические события в прошлом и будущем. Таким образом формируется особый вид «текстуального сообщества» («TextualCommunity»), существование которого было постулировано американским историком Брайеном Стоком. М. Каранаев (независимый исследователь, Москва) рассмотрел работу советского историка древности А.Б. Рановича «Еврейские осенние праздники» (1931) с точки зрения завершения старого, привычного мира и предвестия новых времен, когда историку надо быть очень аккуратным в формулировках и привыборе тематики. Доклад Г. Прохорова (Государственный социально-гуманитарный ун-т, Коломна) был посвящен переживанию апокалиптики в русской консервативной публицистике XIX в. на примере полемики Ф.М. Достоевский vs К.Н. Леонтьев. Д.Браткин(СПбГУ) в своем докладе попытался ответить на вопрос, в какой мере нарратив обвинения в деле Бейлиса, репрезентированный прокурором Оскаром Юрьевичем Виппером, мог оказать влияние на научное творчество старшего брата обвинителя – московского профессора всеобщей истории Роберта Юрьевича Виппера; докладчик ищет возможные следы этого воздействия в трактовках сюжетов, связанных с историей раннего христианства. В. Керов (РАНХиГС) анализировал воздействие «книжной» эсхатологии и эсхатологического чувства староверов на возникновение новых ценностей, способствовавших активизации их социальной и хозяйственной деятельности, складыванию новой трудовой этики. В докладе А. Львова (Свободный ун-т, Рига) на основе анализа двух легенд (о Наполеоне, прикасавшемся к чумным бубонам своих солдат, и о раввине Салантере, отменившем пост Йом-Киппура во время эпидемии холеры) была предпринята попытка показать, что понятие «любовь к человечеству» появляется не ранее XVIII в. и является идеологическим оформлением процессов дисциплинирования и нормализации (в понимании М. Фуко), которое придаетэтим процессам характер эсхатологических движений. В докладе С. Алпатова (МГУ) обсуждалась проблема структурного изоморфизма эсхатологических мотивов «спасенные на единственном бревне/камне» и этиологических мотивов «рожденные из дерева/тела каменного великана». И. Сапогов (РГГУ) представил поиск новых описательных моделей современного российского эсхатологического мифа рубежа XX–XIX вв. (по материалам кубанской газеты «Исцелись верой» за 1997–2002 гг.), в которых, помимо архаики, исследуются и устойчивые мотивы позднесоциалистической культуры.

8

Большой блок докладов на конференции был посвящен теме эсхатологии в еврейском и славянском фольклоре по материалам устной истории. М. Гаммал(ИСАА МГУ)на примере караимского локального праздника на Пурим показал амбивалентную природу еврейских праздников, которые всегда содержат в себе потенциал поста и покаяния.Х. Ванникова(Шмулевич) (Ун-т Бар-Илан, Израиль) на основе материалов еврейского фольклора на венгерском и славянских языках, а также хасидской и миснагедской литературы от конца XVIII в. до наших дней проанализировала эсхатологическое значение хасидских мистических практик использования нееврейских языков, подготавливающих мир к наступлению мессианского периода. А. Мороз (НИУ ВШЭ) по сетевым материалам (соцсетям, форумам, видеороликам) рассмотрел конспирологические теории апокалиптических ожиданий и новых признаков конца света, связывающих воедино события последних нескольких лет, прежде всего пандемию COVID-19 и военные действия в Украине. Пять докладов этого блока были объединены анализом универсальных и локальных эсхатологических сюжетов в славянском фольклоре. О. Белова (ИСл РАН) на основе материалов украинского и белорусского Полесья, Галиции, Македонии и других регионов представила общую картину народной эсхатологии славян, охватив магистральные темы, сюжеты и мотивы. М. Чайкина (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) на примере материалов, собранных в ходе полевых исследований на русско-белорусском пограничье, рассмотрела ряд мотивов, присущих современным эсхатологическим нарративам, и их приспособление к локальным топонимам, реалиям и конкретным персонажам. Е.Боганева (Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАНБ) показала особенности эсхатологических предсказаний в белорусской устной Библии, в частности, представление о том, что конец мира – это всегда трансформация, и что информантами всегда дается ссылка на источник предсказаний. В докладеМ. Ясинской (ИСл РАН) были рассмотрены представления старообрядцев Южной Вятки и Верхокамья о конце света и временах, этому предшествующих (материалы экспедиций с 1980-х до 2010х гг). О. Чёха (ИСл РАН) обратилась к анализу греческих народных эсхатологических легенд по архивным материалам Греческого фольклорного центра, записанных до Второй мировой войны, отметив сочетание универсальных библейских мотивов и древнегреческих мифологических сюжетов.

9

Два доклада были объединены исследованием эсхатологических сюжетов в интервью, связанных с Холокостом. С. Белянин (РАНХиГС), Е. Закревская (РГГУ, ЛТФ ШАГИ РАНХиГС) в своем совместном докладе анализировали механизмы реинтеграции локального сообщества на примере рассказов об оккупации и Холокосте. С. Амосова (ИСл РАН) на основе материалов из Беларуси, Латвии, Литве, России и Украины от нееврейских информантов показала самые распространенные эсхатологические мотивы в рассказах о Холокосте (конечность еврейской истории, благословление раввина евреев на смерть и др.). В последнем докладе этого блока А. Андрюшин(НИУ ВШЭ) проследил трансформацию эсхатологических нарративов бывшего схиигумена Сергия Романова и его сторонников за последние три годав перспективе актуальных событий с помощью качественных методов, а также цифровых методик анализа текстовых данных.

10

В 2023 г. планируется опубликовать одноименный выпуск по материалам конференции «“Последние времена” в славянской и еврейской культурной традиции» в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести