Материалы к изучению полесской обрядности Сретения: магическое использование громничных свечей в годовом и семейном ритуальных циклах
Материалы к изучению полесской обрядности Сретения: магическое использование громничных свечей в годовом и семейном ритуальных циклах
Аннотация
Код статьи
S0869544X0025873-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Андрюнина Мария Александровна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Адрес: , Москва, Российская федерация
Выпуск
Страницы
65-80
Аннотация

В традиционной культуре Полесья особую роль играют освященные в день Сретения/Громниц (2/15 февраля) свечи, их используют практически во всех ритуальных действиях на протяжении циклов семейной, календарной, хозяйственной и окказиональной обрядности, в разнообразных магических действиях,в основном  направленных на достижение плодородия, обеспечения защиты и здоровья.  Исследование проведено на основе данных Полесского архива и полевых материалов автора.

Ключевые слова
Сретение, гром, свеча, семейная обрядность, календарь, сельскохозяйственный цикл ритуалов.
Классификатор
Получено
02.05.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
162
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Обрядность Сретения и связанные с этим праздником мифологические представления занимают особое место в народном календаре: у многих индоевропейских народов широко распространены мотивы встречи весны, разгула волков в этот день и пр. [3]. В церкви освящали особую (сретенскую, громничную) свечу, лен и талую, снеговую воду (сре́ченска вода, стречáльна вадá, стрие́чання вадá, стрэчáльна, встрэтшáльна, стрэ́чна вадá, свiатая вада1), которую хранили и магически использовали на протяжении всего года; по ряду признаков в этот день предсказывали погоду и урожай будущего лета. Сретение соотносится с различными областями традиционной культуры и самыми разнообразными обрядовыми циклами. В данной работе не ставится цель описать и изучить все эти фрагменты традиционной культуры, основное внимание направлено на небольшую часть связанных со сретенской свечой ритуальных контекстов, а именно использование этого ритуального предмета в обрядности календарного и семейного циклов. Статья предлагает вниманию читателя коллекцию материалов Полесского архива по данной тематике, избранного из-за высокой репрезентативности данных, широкого охвата диалектного материала и плотного покрытия одного из самых архаических славянских регионов, а также мои полевые материалы из этих же и соседних областей, с привлечением уже опубликованных сведений из названных и иных регионов. Целью данной работы можно назвать введение в научный оборот ранее не публиковавшихся полевых и архивных материалов для дальнейшего изучения обрядности Сретения и связанной с этой датой представлений на широком индоевропейском материале.
1. Полесский архив сектора этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН, рукопись, Москва.
2 Порядок жизни человека традиционной культуры определялся и регламентировался несколькими в разной степени привязанными к календарю циклами, отмерявшими периоды работы и отдыха, встреч и проводов сезонов, в конечном итоге ‒ жизни и смерти. В ритуальном оформлении человеческой жизни выделяется круг семейных обрядов, включающей в себя родинный, свадебный и погребальный циклы; аграрной, планирующей и регламентирующей важнейшие сельскохозяйственные занятия, от которых зависело выживание человека и целого сообщества (сев, жатва, посадка и уборка некоторых культур, начало выпаса скота и пр.). Следует говорить и о календарной обрядности, маркирующей смены сезонов и обнаруживающей, в свою очередь, связь как с православной идеологией (передвижные праздники пасхального цикла, начало и конец постов, дни памяти разных святых и т.п.), так и с более архаическими мифологическими пластами, относящимися к древнейшей картине мира (например, когда играет солнце, с какого дня можно и после какого нельзя купаться, когда можно начинать есть плоды нового урожая и пр.). Различные циклы тесно связаны между собой и накладываются друг на друга, создавая каждый раз индивидуальный рисунок (дата собственной свадьбы, рождение детей, поминки близких, приуроченные к календарю магические действия, например гадания, и др.), с другой стороны, осуществляя связь внутри социума (ритуальные бесчинства2, участие в обрядах с последним снопом, праздничные гуляния и пр.), связь человека с природой и мирозданием (например, закликание весны), а также с миром предков (общие календарные поминки умерших (напр. деды, Радуница и пр.) и т.д.). Именно по признаку включенности в такие последовательности, сохранившие в себе черты глубокой архаики, материал семейного, аграрного и календарного цикла был избран для изучения обрядового использования громничных свечей и его мифологических мотивировок. Это позволило бы рассмотреть роль данного ритуального предмета не в отдельных разрозненных сюжетах, а в их единой связанной последовательности.
2. Ритуальное «антиповедение», приуроченное к некоторым календарным датам (например к Рождественскому сочельнику (зап.-слав.), пасхальному понедельнику (пол.), Купале (бел.) и пр.), включающее в себя «шутки», совершаемые молодежью по отношению к односельчанам: переворачивание предметов во дворе, затыкание печных труб, разбирание заборов, снятие ворот, подпирание дверей и т.д.
3 Помимо освященной на Сретение свечи (громни́ца, громни́чка, гро́мныця, грумны́чна, грумни́шна, грумни́чна, груни́чная све́чка, груны́чна сви́чка, грумнэ́чная, громни́чна, громи́чна свэчá, громны́чна сви́чка, громовáя свичá, громо́вая свячка, свечки́-громни́чки, свечка грамни́цкая, сви́чка святая, сретенская свечка, стре́чанска сьвечá, стрэчэнская свэчка, стри́тэньская сьви́чка, срэ́тэньска, стре́теньска, стре́ченьська, стри́чэнська сьве́чка, стри́чна, стрэнэ́шние свэ́чкы, стрэчны́ свэчкы́, стре́ченая свеча, стрэ́челна свэ́чка, стрэ́чана сьве́чка, страчная свеча, сви́чки стри́ченые)3 в народе почитаются освященные в Чистый четверг свечи (страстные, четверговые), пасхальные, венчальные и пр. [6. С. 397‒403], однако громничная свеча и часто синонимичная ей во многих контекстах четверговая4 фигурируют чаще всего. Функциям и магической роли свечей в народной культуре посвящен ряд работ, например, С.М. Толстая в книге «Полесский народный календарь» подробно рассматривает дистрибуцию ритуального использования сретенских и четверговых свечей в Полесье [6], отчасти обрядности Сретения и относящимся к этому дню мифологическим представлениям посвящена ее же работа о христианских праздниках в народном календаре [7], помимо этого можно назвать словарную статью о сретенской свече В. Василевича [2].
3. Полесский архив.

4. Свеча, освященная в церкви в страстной четверг на службе двенадцати Евангелий.
4 Освящение сретенских или громничных свечей происходило на службе в одну из наиболее значимых в народном календаре февральских дат, в праздник Сретения Господня (2/15.02), установленный церковью в честь очищения Богородицы (у католиков ‒ Oczysczenie Najświętszej Maryi Panny), принесения младенца Христа в храм и его встречи с Симеоном Богоприимцем. Свечи для освящения самостоятельно отливались из воска накануне праздника (бел. витеб.)5 [4. С. 237] или покупались в храме. В Лельчицком районе Гомельской области встречаются сообщения информантов о том, что сретенскую свечу следует освящать несколько раз подряд и в другие праздники (Благовещение, Пасха, Троица, Спас, Успение). Чем больше раз освятили свечу [3; 7; 9], тем более магически сильным предметом она считалась. «(О сретенской свече.) На Стре́чэнне яе́ све́цяць, кожын гуод. Тры гуоды пудря́д све́цяць» (Стодоличи, лельчиц., гомел.); «То на Стри́чэння ее тры года й све́цяць. Забуле́ла от у нас корова, а вонá ў нас мокра такá, то трэба кáюць, куры́ць цу корову тою све́чкаю трюгодную» (Стодоличи, лельчиц., гомел.); «Стре́ченьская. От беро́ць хозя́йка тую све́чку та и шчэ Всеночну да Тройчыну та трэ́ты́я све́чку посвециць тры рáзы, зле́пляць их уме́сце й посве́цяць то ўжэ́ вони́ вельми́ добрии ты́я свечкы для худобы […]» (Стодоличи, лельчиц., гомел.); «(Средство от домовика.) Шчэ со стре́чаной сўэ́чкою обойити́ хáту. Як семь раз сўэ́чка однá сўэ́тицца. Обойти́ три раз» (Симоничи, лельчиц., гомел.); «Водну́ свие́чку трэ́ба 9 раз посвяци́ць и вонá где, то ў ту́ю хату грум не би́е. Эта стрэ́чэна свие́чка. (Праздники, когда ее светили) ‒ Вялы́кание, Благове́шчэнье, Встре́чэнье, на Спáса, Спле́ние и т.д.» (Замошье, лельчиц, гомел.)6.
5. Географическая атрибуция дается в форме: село, район, область; в иных случаях так, как это удается установить по источнику.

6. Полесский архив.
5 Ритуальные действия со свечой на Сретение можно выделить в отдельный последовательный комплекс, включающий в себя освящение свечей в церкви, принесение их домой (часто горящими), прижигание ими волос домочадцам, обход с ними домов и хозяйственных построек, копчение пламенем крестов на потолочной балке, над дверями и окнами жилища (в некоторых случаях и хлева), что, по народным представлениям, должно было защитить людей и подворье от грома, пожара от молнии, различных бед и болезней. «(Освящали ли особенную свечу?) Было. Старэйшие знали, атмечали. На Грамницы у нас асвяшчали сьвечки» (Клетное, пружан., брест.)7; «На Громны́ци свичкэ́й свя́тят ў цэ́рквы» (Бельск, кобрин., брест.)8; «Сьвечку несьли запаленную да хаты и этаю сьвечкай абносюць всье сваи пастройки ат грому и больше ничаго» (Оранчицы, пружан., брест.)9; «На Стрэ́тенне вот як прыхо́дымо, на две́рях пе́рших и на дру́гих и на трэ́тых хрэсты робимо. Ў тро́х дверя́х и тры хрэстá и на бэ́льку на сэрэ́днэм (четвертый) ро́бимо» (Боровое, рокитн., ровнен.); «Громны́чна сви́чка, бэру́ть, ко́сы подку́рують со́би чуть-чуть, шоб грозы́ нэ бояться; круго́м хáты, сарáя з огнём обходы́ты (шоб гроза нэ тро́нула), крэсты́ рубы́лы на бáльках, подкпчовалы» (Бельск, кобрин., брест.)10.
7. Полевые материалы Андрюниной М.А., рукопись, Москва.

8. Полесский архив.

9. Полевые материалы.

10. Полесский архив.
6 Свечой требовалось прижечь волосы на голове в одном месте или крест-накрест, в большинстве случаев это делали всем домочадцам, иногда только детям или тем, кто боится грома, или, в редких случаях, только женщинам. «(Громничной свечкой на Громницы) кáждому круго́м и голоўкы подпáлють, штоб быў крэст на голоўэ́. Это каб головá нэ боле́ла» (Онисковичи, кобрин., брест.); «Малэ́нькы й старэ́нькы на Громны́ци во́лос подпáляют на чоты́ри бо́ка» (Бельск, кобрин., брест.)11; «Падпаливали, я в гэтам гаду падпаливала, тоже таксамо. Прыходзиць с этай сьвечкай с цэркви и хто у хаце ёсць, становяцца на калени, перахресцилися, сьвечкаю абнясли раз и падпалили вот тут и тут (показывает места спереди головы и сзади), и накрэст, и так тры раза. (Для чего это делали?) Гэта чтоб галава не балела, штоб грому не баялся, штоб здаровый быў, гэта так гаварыли ўсе и зараз я в гэтом гаду то тожэ, саседка прышла, ана мене (подпалила). Называли гэта “абкурыць сьвечкай грамничнаю”, штоб ниякая нечысць не прыставала» (Ровбицк, пружан., брест.)12; «[…] Подку́рвали тро́шэчку ў одно́м ми́сцэ йде-нибудь и ди́тям и соби́, ўсим, хто есть ў дому́» (Ласицк, пин., брест.); «И ребёнку потку́ровают и любо́му челове́ку (громничной свечой), шоб не боя́ўся гро́ма» (Заболотье, брест., брест.); «На Громни́цы ко́сы подпáливали бáбам, шоб головá не боли́ла» (Онисковичи, кобрин., брест.)13. Этот обряд мог проводить старший в семье, отец, мать; тот, кто ходил в этот день в церковь: «Прыхо́дить мáты с цэ́ркви у стрэ́ченье и кáжного рабёнка и стары́х уси́х доўжнá подсмоли́ть (освященной свечой): ко́сы подпáливае уси́м (со стороны лба), шоб гро́му нэ лякáлыса. И на бáўке (в хате) нáдо зроби́ть крэ́стика от гро́ма, а други́е и на во́кнах, и на дверáх зро́блють» (Кончицы, пин., брест.)14; «[…] бацька мой ешчэ жив был, он абхадзиў ўсю хату с сьвянцонай вадою, сьвечкай и рабили такие крэсцики, даже па ўсей хаце и ў хлев хадзили, где скацина и там рабили ўсе. Эта на Грамницы» (Ровбицк, пружан., брест.)15.
11. Полесский архив.

12. Полевые материалы.

13. Полесский архив.

14. Полесский архив.

15. Полевые материалы.
7 Обжигание свечой могло проводиться молча, но иногда при этом молились или произносили особые магические формулы: «Падстрыгаемся. Бярём мы сьвячу, запаливаем, я дзяцей сажу, я вазьму, пахрышчу, да абвяду тры разы па часавой стрэлке и бяру с пераду чуць, сзади, с праваго боку и с леваго чуць-чуць, падпалю этаю сьвечкаю; тады уже каго падстрыгаю, той тушыць яе. А другому я апяць зажгу. Падпавливая. Это для здаровья» (Юндилы, пружан., брест.)16; «Дамо́ў ти́хенько прыне́сть свэчку и по брусы́ зде́лаў хрэст, на паро́зе, ў сенцáх, у хли́ве ‒ это для ўся́каго слу́чая ‒ и для пажáра, и для скати́ны ў хле́ве делають. “Мáтерь Бо́жая, Исус Хрысто́с, Спаси́ дамо́к и хляво́к, и худо́бину” ‒ як ў хáту во́йде и гаво́рэ. Иде́ш ў хлев: “Спаси́ маю скати́нку ў хлеве́, шоб былá здаро́вая и весёлая”» (Присно, ветков., гомел.); «Пудпáльваем (детям волосы, чтобы не боялись грому), на Громни́ци, нáхрэст, тут о и ззáду. Сьви́чку як запáлимо, грумны́чнэй сьви́чкой пудпáлимо. Сьвя́тымо у цэ́ркви, прихо́дымо до до́му и по̇дпáлимо. И на бáлки ро́бять хрест. Ка, “Дай Бо́жэ шоб ще́дрого го́у дáты”» (Радеж, малорит., брест.)17.
16. Полевые материалы.

17. Полесский архив.
8 Во многих случаях на Сретенской службе освящали еще и лен, волокном или ниткой из которого обвязывали громничные свечи: «Громни́чну свичу льно́м (обвяжуть), святя́ть у цэ́рквы» (Бельск, кобрин., брест.); «[…] Яко громни́цы, у нас свя́тять све́чки, ни́точку там завья́зывають на эту све́чку, як до свячи́ння, як до це́ркви несу́ть» (Бельск, кобрин., брест.)18. Во многих контекстах лен и громничная свеча оказывались соотнесенными, например: «[…] Шэ так казáлы: “Громны́цы ‒ зымы́ половы́цы”. Шоб грим нэ быв в хáту, на громны́цы свичку льо́ном обве́зувалы и обно́сылы круго́м хáты» (Забужье, любомл., волын.); «Святы́лы свичкы́ на Стри́чэнне от як грэми́ть, то палы́лы. А шчэ як ро́жу спáливають, то лёна пáлять, да гэ́той сви́чкой запáльвають» (Нобель, заречнян., ровен.)19 и т.д. В народном представлении соотнесенность этих двух ритуальных предметов, льна и громничной свечи, могла реализовываться также через льняной фитиль внутри свечи: «Сатанá нэ во́йдэ в лён. Све́чи вот ро́блять, то з него́ кнётыки (волосок посередине) утыкáють. На Стры́тенне, громны́цы» (Нобель, заречнян., ровен.)20. Особый магический статус льна, которым была обвязана громница иллюстрирует записанная в Брестской области быличка о том, что с помощью обыденного полотенца, сделанного из собранного по всему селу льна, которым были обвязаны сретенские свечи, спряденного и вытканного на Чистый четверг удалось остановить падеж скота: «Хоро́ба оказáлася, ци́ла село́ здыхáет коровы́. И однá бáба сказáла, збирáйте той лен што свечки́ громни́чны замо́таны с це́ла село. И зобрáли. И як раз четве́р велико́дный, Страсть. Зобрали́са бáбы. И до ве́чор тре́ба и спрáли и основáли и наве́ли на кро́сна и однá запрядáе и покá пи́вни заспевáють то́е полотно́, ручникá вы́ткати тре́ба. И постели́ти поперьо́к селá и переже́нти скот усьо́й че́рэз той ручник. Як перегнáли и утекáлася уся та хоро́ба. И того́ ручникá взя́ли у це́ркви здали́» (Радеж, малорит., брест.)21 [ПА].
18. Полесский архив.

19. Полесский архив.

20. Полесский архив.

21. Полесский архив.
9 Приведенный здесь комплекс обрядов с громничной свечой на Сретение, равно как и окказиональные функции этих свечей в качестве защиты от молнии наиболее полно фиксируются в диалектной зоне западного Полесья (по границам Припяти‒Ясельды‒Горыни). В центральном Полесье данная обрядность практикуется в частично размытой форме, например, присутствует освящение свечи и вера в ее защищающую силу (в первую очередь, от грома), копчение крестов на балках и прочем и может не фиксироваться прижигание волос. В восточном Полесье и частично в центральном перечисленные выше действия исполняются в Чистый четверг, ритуальные и магические смыслы закреплены здесь за страстной, четверговой свечой.
10 Помимо Сретения и Чистого четверга эти ритуальные действия могут оказываться приуроченными к другим праздникам: Новогоднему и Рождественскому циклу (Колядам), Крещению (6/19.01), Пасхе. Например: «Бацюшку завеш и ён ходзиць и свечой робиць крыжыки после Каляд» (Хорева, пружан., брест.)22; «Пе́ред Водо́хрышчэм хо́дять, кры́жыки рису́ють на о́кнах, на двэря́х. А ўжэ на Громни́цы све́чкою громни́чною дымко́м тым на бáльках де́лають кры́жыки. Мо́жэ и для э́того ‒ (чтобы грома не бояться)» (Онисковичи, кобрин., брест.); «Громовáя свичá. Тэ́ю свичо́ю трэ́ба малэ́го ребёнка подсмалы́ть накрэст: (на лбу, темечке, висках). Щоб дытя грому нэ боя́лось. На Крэшчэ́нне тэ́ю сáмою свичо́ю на бáльке колэсо́ обвэдэ́ш и хрэста ў сэрэ́дыне ро́блють» (Олтуш, малорит., брест.); в Гомельской области записано сообщение, что такие крестики делали на Пасху «[…] (На Сретение крестики не подкуривают.) Подкуривають хрэ́стики на Пáску, тут на бáльки хрэ́стики зде́ланы для ико́н. […]» (Золотуха, калинкович., гомел.)23.
22. Полевые материалы.

23. Полесский архив.
11 Как видно из приведенного выше материала, ритуальные действия с громничной свечой на Сретение практиковали с целью индуцирования здоровья, защиты от болезней и нечистой силы, против удара молнии и от страха перед грозой. Обношение свечой дома и хозяйственных построек, копчение крестов возле окон и дверей равно как и подпаливание волос людям с четырех сторон создавало вокруг них и их имущества особую магическую границу, которое ничто враждебное не могло переступить. Подобная семантика этих ритуальных действий проявляется и в других ситуациях. Например, во время эпидемий громничной свечой обносили село и в четырех его концах закапывали в землю немного воска с нее (бел.) [2. С. 125]; «Пожáр с гро́мничной све́чкой (обходят) три рáза по со́нцу. То́лько бу́дет верх бить плáмя» (Заболотье, брест., брест.); в селе Жаховичи (мозыр., гомел.) с громницами обходили село на случай пожара; «[…] Ат усяго́ стряче́нские свя́чи. Шчоб скот, ўсё харашо́, други́е ў ти́хае вре́мя све́чку паля́ть и абхо́дять весь сарáй, штоб ўсё благапалу́чно было́» (Челхов, климов., брян.); «Обходзи́ли жыто з громо́вой свячко́й» (Велута, лунинец., брест.)24; чтобы не побил град, в Градовую среду обходили поля с запаленной громницей [2. С. 125]; ребенка обходили с громничной свечой от испуга (Оброво, ивацевич., брест.)25.
24. Полесский архив.

25. Полесский архив.
12 Рассмотрим употребление громниц в другое календарное время и в других контекстах. Эти свечи зажигали или брали с собой на всех этапах аграрной обрядности: во время первой вспашки полей, сева, ухода за нивами, в градовые праздники26, в период жатвы и пр. «Громны́чну сви́чку брáлы, колы́ запáхувалы» (Любязь, любешов., волын.); «Стре́теньска све́чка. Як горáть йе́дуть, то бэру́ть з собо́й» (Боровое, рокитн., ровнен.); «[…] Той све́чкой по́ле благословля́ють, як ў по́ле е́дуть […]» (Симоничи, лельчиц., гомел.)27. В начале сева «Бяруть хлебца, сольки, праскурачку, ти артос, яечка великодная, пасачку и зерняты. Грамничку запаля, к сонюшку станя, памолитца, тагды сея» (бел. витеб.) [5. С. 136]; «[…] Як се́ють у зи́млю одного́ хрэ́шчика кладут (ритуальный хлеб, испеченный на средопостие), я́йца и стрэ́чилну свэ́чку» (Замошье, лельчиц., гомел.); «Ек е́халы засевáць на пáшню пе́рвый раз, бэру́ць громны́чную сви́чку, святу́ю верби́ну и хрисцы́» (Остров, пин., брест.); при севе проса пропускали его семена через огонь горящей громницы (Радеж, малорит., брест.); «Як лен се́ють, бяру́ть яи́чки, све́чачку ло́жать стре́ченскаю. […]» (Золотуха, калинкович., гомел.)28.
26. Главным образом, Градовая середа́ ‒ среда на пасхальной неделе, перед или после Троицы; праздник, в основном известный в Полесье запретом на разные виды работ, в первую очередь сельскохозяйственных, в целях защиты от града.

27. Полесский архив.

28. Полесский архив.
13 Сретенским свечам в народе приписывали силу приносить урожай и способность защитить посевы от вредителей и негативных атмосферных явлений: «Як засяўáють, бяру́ть жы́та свяцо́нае, све́чку стре́ченскаю, немá стре́ченскай, дак таку́ю бере́шь и гаво́ришь: заради́, Бо́же, на ўся́каю до́лю: на криво́га, на сляпо́га и на ни́шчих» (Золотуха, калинкович., гомел.); «Як просо, кашу, яйцо ки́даем свяцо́нае, шоб птицы, варабьи не ели. Ў зе́рни клали свячу́ (которую святили на “Стре́чанне”)» (Жаховичи, мозыр., гомел.)29; верили, что она защищает угодья от засухи (рус., бел., укр.) [1. С. 570]; «апять же, кали вязуть першый сноп у гумно, тагды расьтилають тую вяликодную скатярку, кладуть на яе грамничку и чараз яе вязуть новый хлебяць» (бел. витеб.) [5. С. 136].
29. Полесский архив.
14 Громничная свеча находит широкое применение в животноводческих обрядах: ее использовали для благополучного отела скота и здоровья теленка «Каро́ва ати́лица, запáлять, стрэчэни́чная свечка» (Присно, ветков., гомел.); «[…] А по́тым, кадá каро́ўка ате́лица, берэ́ хазя́йка е́ту свэ́чка и во́ду свяцо́ну, бярэ́ кру́жычку вады́ и идэ́ ў хлев и абалле каро́ўу вадой свяцо́най и як запалить свэчку (сретенскую) и три раз каро́ўку або́йдешь. […]» (Золотуха, калинкович., гомел.); «[…] Стрэчэ́нскай све́чкай аку́рывають телёнка, шоб жыў, не падо́х» (Присно, ветков., гомел.)30; при первом выгоне коров на пастбище ее брали с собой, чтобы уберечь скотину от вреда, ее хранили в хлеву как оберег от демонов и ведьм; ею окуривали заболевших или пострадавших от сглаза и нечистой силы животных. При первом выгоне скота на пастбище весной громницей окуривали корову, воск с нее прилепляли на рога или в шерсть животного в качестве эффективного оберега от нечистой силы: «[…] На ле́та пáстить як выганя́ем, мы э́ту свэчку во́зьмем да паго́ним пáстить кароў» (Золотуха, калинкович., гомел.); «Пе́рьвы раз запасу́ють коро́ву, дак нáдо класть стре́ченьскую све́чку и пáру яи́чек посвяцо́ных от погáнки и замо́к ‒ ве́дзьме рот замыкáть» (Золотуха, калинкович., гомел.); «Стре́ченска све́чка. А ту све́чку де́ржать то як выгоня́ть худо́бу, то то́ю све́чкою поду́крують и як што подку́рають» (Боровое, рокитн., ровен.)31. Чтобы уберечь корову от ведьмы, от русалок, громницу привязывали на рога, заливали в просверленную на рогах дырочку ртуть и залепляли ее воском от этой свечи (бел.) [2. С. 125]. «Ўлепалы ў шэрсць. Бо як на руож прывъяжы, то зъи́муць áбы сам сорве́ць. Прывя́зывали срэ́чэньской свэ́чкы тро́шки тошки лáдану е́того, туда ки́даюць свичáну со́ль, шчо на Пáску светили, трошки уголя то ужэ́ як хто йдэ́ та и ўжэ як хто́ йдэ́ та и на коро́ву позирáе, то хозя́йка ўжэ́ кáжэ: “Соль и печы́ма с твои́ма лихма очы́ма, а зáслонка ў пле́чы шчоб не пристáли да моёй коро́вы о́чы”. Ето так гово́раць» (Стодоличи, лельчиц., гомел.)32.
30. Полесский архив.

31. Полесский архив.

32. Полесский архив.
15 Громничная свеча, положенная в хлеве или заткнутая за его воротами, охраняла животных от вторжения нечистой силы и вреда с ее стороны: «На Стре́тение святили све́чки, на Купáйлу затыкали их в воротá до коро́вы, шоб ве́дьма не пришлá» (Боровое, рокитн., ровнен.); «Сви́чку грумни́чну ви́шали, онá ты́лько зубáмы погры́зае (и войти ведьма не сможет)» (Олтуш, малорит., брест.)33. Свечой или воском от нее окуривали животных в случае болезни, сглаза и если корова переставала доиться, что расценивалось как вред со стороны ведьмы: «Све́чка стрэ́чэнская, све́чка всено́шная и све́чка раздвя́ньская ‒ йих хавáють для худо́би. Уси́м е́сли бале́е худо́ба, йих усе́ тры запáлять и иду́ть да худо́би. Крэст зро́быш, и кáжэш: “Мáтерь Бо́жая, атрату́й скати́нку э́ту”» (Присно, ветков., гомел.); «[…] Кури́ли вы́мье от шо умре́ да звя́звають но́ги (тряпочкой, которой связывали ноги покойнику) и стре́чаным во́ском. У ми́сочку да жари́ну тудá да во́ску да росхо́дник ‒ таке́ зе́лье да оно́ ужэ́ ку́рить, подку́ривае» (Тхорин, овруч., житомир.); «Як пади́ў бу́де ‒ малако́ убывáэть у каро́вы. Све́чка срэ́чэнская даўжнá быть, ўсе́начная, на куте́ ляжы́ть ‒ ее́ запáляють, к каро́ви иду́ть. Прáникам я ее́ клáдила ‒ па спине́, па баку, па вы́мя» (Присно, ветков., гомел.); «Кали́ ве́дзьмы увару́юць малако́, трэ́ба разламáць грамни́шную све́чку на дзе́вяць бу́бачак и палажы́ць у ре́шата, абне́сци вако́л каро́вы и сказáць: “Ве́дзьма, выхадзи́ и бо́льш не прыхо́дзь!”» (Туховичи, ляхович., брест.)34. По наблюдениям С.М. Толстой, сретенская свеча в качестве оберега скота преимущественно используется в зоне нижнего течения Припяти, другие ее функции в этом ареале менее выражены [6. С. 398].
33. Полесский архив.

34. Полесский архив.
16 В календарной обрядности также присутствуют эти свечи: «Громни́ца. На празники паляць» (Велута, лунинец., брест.), «[…] Як яке́ сьвáто, запáливаем. […] (Чудель, сарнен., ровен.)35; громницы зажигали при разговении на Коляды (бел. брест.) [9. С. 66] на Крещение (бел. мин.) [10. С. 88]; «[…] и як ужэ Пáску йедя́ть, то ужэ́ пáлять (сретенскую свечу), ко́ло того́ хли́ба, шо едя́ть» (Щедрогор, ратнов., волын.)36; «Запальваюць яе, як Радаўніца, і на куцьцю» (Зажигают ее на Радуницу и на Кутью (канун Рождества, Старого нового года, Крещения)) (Язни, вилейск., мин.), «Запальваюць гэту сьвечку і на Вялічка, і на Дзяды» (Зажигают эту свечу на Пасху и на Деды (календарные поминальные дни)) (Староселье, круп., мин.) [10. С. 88]. В Гомельской области записано редкое свидетельство о том, что в ночь на Ивана Купалу ищущим в лесу цветок папоротника нужно иметь с собой громничную свечу, на которую и опустится небесный огонь, наделяющий искателя магической силой и знаниями. «Тре́ба на Купáлного Ивáна ици́ ў лис ў ўе́чери. Ўзя́ць из собою стричэ́нскую све́чку и мо ў кого е тэй по́яс, што свэшчэ́нник слу́жбу слу́жыць, туолько яго тру́дно ўзя́ць, туолько ву́зьме, та душа, кото́ра знакома з попо́м, по́яса ў хварту́х да пуйди́, обу́йса ў лáпци да пуйди́ да ужэ́ ў но́ччы так из дню бу́де леце́ць такá звяздá, так як до́бре ре́шэто, такá я́сна, ясна вяли́каа, розду́тся. И як бу́де леце́ць, леце́ць, ўонá бу́де леце́ць ззы́хода, бак бу́дэ на низ, на низ, на низ опускáця ўжэ́ ў лис. А ў ле́си е пáпороць, жэ́ньска ы мушчы́ньская... ы ўот ўонá й спу́стыця и попаде́ цветы́ на пáпороць. И де́рэўо ўсьо зацвете́ и загоўо́риць... А пáпороць ўжэ́, ты по ей походи́, знáчыць ужэ́ е́ты све́чкы дэ́ржыць, ўжэ по́яса дэржы́ць, то тое́ю све́чкою трэба лови́ць ўот так прáўою руко́ю на е́му сторону, штоб поймáць того́ цвя́тка, бо так яй не поймáш. И ужэ́ ўот того́ цве́та пуоймáй, то бу́деш ўсе на све́це знаць. Ўсе и рáзныи прыробу́тки, и любо́ў, и ўсьо́ на све́ци бу́де знáць. Ну то чáсам не поймáш, то ўон попадэ́ ў лáпци. А тэпэ́р жэ ужэ́ не хо́дяць. То я знáю, што мы ходили з хозя́ином» (Стодоличи, лельчиц., гомел.)37.
35. Полесский архив.

36. Полесский архив.

37. Полесский архив.
17 Громница используется и во всех обрядах семейного цикла: при тяжелых родах громницу зажигали возле икон (бел.) [2. С. 125]; ею повитуха поджигала освященный на Сретение лен, разложенный вокруг роженицы: «Коли́сь такá бáбка булá старэ́нька, вонá моли́ласа: Го́споды, дай льо́гко што́бы народи́лоса диты́нка, Го́споды, поможы́, Отчэ наш и пали́ла свечэ́ный льон. Клáла вокру́г рожени́цы такы́ми малэ́нькими пáсмачками по де́вьяць и по двенáцать и пали́ла, свечэ́ною све̇чкою палы́ла той льон. Льон и сви́чку на Стрэ́ченне святи́ли, бо льон больш нико́ли не свя́тять. Казáли, трэ́ба подогри́ти, шоб ле́хче бу́ло родэ́ти. […]» (Щедрогор, ратнов., волын.)38. Освященным на Сретение льном перевязывали пуповину ребенку: «Ножо́м пу́пика (отрезают). Вин свечо́ным ло́ном вя́жэца. На громни́цу свети́ца лён. Ло́жыт мáты ў сундуку́ (пуповину)» (Заболотье, брест., брест.); «Одри́зывалы и колы́сь завья́зывалы свачо́ным льо́ном, што на Стрэ́ченне свати́лы. Но́жничками одри́зывалы. Пупки́ затыкáли в яку́сь таку́ що́локу, бо не мо́но бы́ло выкидáты. […]» (Щедрогор, ратнов., волын.)39.
38. Полесский архив.

39. Полесский архив.
18 В свадебной обрядности громничными свечами подпаливали волосы обоим брачующимся или только невесте: «[…] Взамуж як идуть, дак хросна (и еще две женщины) запáливают волосы малады́м (сретенской свечкой): абкру́живаць три рáза маладо́го и маладу́ю, дак запáливаить. […]» (Золотуха, калинкович., гомел.); «(Сретенская свеча называется “грамни́чная све́чка”) Иду́ць у цэ́ркаў и све́нцяць гэ́ту све́чку. Кали́ грымы́ць гром, яе зажыгáюць. (Ещe еe используют) кали́ подстрыгáюць няве́сту» (Туховичи, ляхович., брест.)40. В Гомельской области на пороге дома на свадьбе соединяли две громничные свечи жениха и невесты: «Робляць на свáдзьбе дзи́ўцэ и жэниху свэ́чку. Тэпе́рь идэ́ свэ́чку. А то як ўжэ́ прыежаеш, так на порози тыя све́чки злу́чываюць. Потом беру́ць ты́я свечци да й ховáюць, мáци ховáе, и све́цяць на этого Стрэ́чэне, кáюць громни́чны тыя све́чкы. […]» (Стодоличи, лельчиц., гомел.)41.
40. Полесский архив.

41. Полесский архив.
19 Особенно велика роль громничной свечи в погребально-поминальном комплексе обрядов: свечи горели возле умирающего и в доме, где лежит мертвец, их клали в гроб перед погребением, жгли на личных и календарных поминках ‒ дедах. «Як памірае ў нас чалавек, тады стараюцца, каб была сьвечка. Ужэ як ён канае, тады бяруць яго пад правую руку, перакрысьцяць яго тры разы і даюць у другую руку сьвечку стрэчанскую» (Семежево, копыльск., мин.) [10. С. 551]; «Пакойник ляжиць и он доўжен ляжаць целую ночь и ешче днём, и всё врэмя далжна гарэць сьвечка (громничная). Ставили грамничные пачаму-то» (Оранчицы, пружан., брест.); «Должен челавек, каторый умер, параночевать ў сваей хаце и есьли ў бальнице умер, быў ў бальнице, но ў сваей хаце доўжен переночеваць целу ночь. Ну и целу ночь коло его сидзяць близкие родственики, сьвечка гарыць. Лежиць булка хлеба на стале и гарыць свечка целу ночь, гарыць сьвечка. Грамничная. Есьли хто умее чытаць малитвы, то читае малитвы» (Смоляницы, пружан., брест.)42; «Стрече́нская све́чка. Як умирáе ‒ даю́ть у ру́ки. Свя́тять и хавáють мяртвяцу́ ў гроб. […]» (Челхов, климов., брян.)43.
42. Полевые материалы.

43. Полесский архив.
20 Важную роль играла громничная свеча во время агонии, так как считалось, что она способствует легкому расставанию души с телом, ее огонь освещает путь в вечность, ведет душу умершего в потусторонний мир и обеспечивает ему благоприятную загробную участь. «Мама гаварыла, што умираець пакойник, уже нельзя станавицца у нагах или ў галаве, тока збоку, шобы он за сабой, штобы дарогу яму была прамая, када ўот гэта ўот сьвечка гарыць (громничная), то она гаварыла, штобы он не запутался, куды яму ицциць, ў том сьвице бачыл, куды ицци» (Староволя, пружан., брест.)44; «Вот калі чалавек паміраець і яму ні дадуць сьвечку (грамнічнаю) тады ён, як яго пахаваюць, не знаіць, якой дарогай ісьці, куды, у які бок. Хто без сьвечкі паміраець, гавораць, гэта блага (плохо ‒ примечание мое. ‒ А.М.). А хто яго знаіць. Ніхто ж адтуль ні прышоў. Но што што-та ёсь на тым сьвеці – я гэта веру» (Бояры, мядельск., мин.) [10. С. 551]; «И казали, што може дарогу ана (громничная свеча) там яму асвяшчае. Гэто, дарогу ў вэчнасць высвечывае» (Староволя, пружан., брест.)45.
44. Полевые материалы.

45. Полевые материалы.
21 Отсутствие громничной свечи в руках умирающего и в его гробу могло стать серьезным препятствием для устроения благополучной его жизни на том свете: «(Праздник Сретенья называется) Стрэ́чэнье. (Сретенская свеча называлась) стрэ́чэнска свэ́чка. Як умирáе чови́к, кончáеца чови́к, дають ў ле́ўую ру́ку свэ́чку, пáспорт уже таки́й на тот свэт, бэз него на тот свэт не пустят. […]» (Золотуха, калинкович., гомел.) (курсив мой. ‒ А.М.); «Стрече́нская све́чка. Як умирáе ‒ даю́ть у ру́ки. Свя́тять и хавáють мяртвяцу́ ў гроб. Ко́напавай не палажи́ли ў руки. Анá сасни́лась, гавары́ть: Ўсё харашо́, да мине́ на рабо́ту не дапускáють. Дак ани́ передавáли како́му мертвяцу ў гроб. Ат усяго́ стряче́нские свя́чи» (Челхов, климов., брян.)46. Ср.: «Kto gromnicy nie ma, ten przy kiju kona» (у кого нет громницы, тот умирает с палкой, дубиной) (пол.) [11. S. 160].
46. Полесский архив.
22 Помимо этого, часто встречаются представления о том, что громница отгоняет от умирающего злых духов, сатану (бел. витеб.) [5. С. 136]. «Як хто цяжка (умирает), то сьвечку. Грамничную. Но гэто не только цяжка, а и легка, и бачыш, што чалавек памирае, то абовязково ў руку давали сьвечку грамничную. Так он уже яе трыма. Утрымае, яко рука тагда уже пачынае гэто, мой брат у Пружанах недавно, я пака са Староволля в Пружаны прыехала, як ўлажыла сьвечку, и всья ана гарэла и трэмаў, ляжаў мёртвый» (Староволя, пружан., брест.); «Брали сьвечку, грамничныя сьвечки, ну, брали сьвечку, запаливали. И зáрэ у меня муж памёр, я рабила. Парахрысциш яго йетай сьвечкай, абвядуць тры раза, абвяла вакруг яго и дала яму ў руки падзяржаць, каб гарэла (Юндилы, пружан., брест.)47. По некоторым поверьям, увидев горящую громницу, ангелы должны прийти на помощь умирающему (бел.) [2. С. 125].
47. Полевые материалы.
23 Громничная свечка присутствовала на всех индивидуальных поминках48, на календарных поминках (дедах) ее зажигали перед ритуальной трапезой во время молитвы и ритуального приглашения умерших прийти и присоединиться к живым во время вечери. «Запальваюць сьвечку грамнічну, і чыталі малітву. Перахрысьцімся і садзімося за стол, первы тата пад покуць садзіцца і акрэсьціць усю страву, і пачыналі есьці. Тата просіць за стол усіх, хто памёр з роду, што мы пра вас не забыліся, што мы вас памінаем і ўсе стравы для вас пакідаем» (Великая Липа, несвиж., мин.) [10. С. 322]; «Сьвечку гэту запальваюць на Дзяды, увосень Дзяды ў нас спраўляюць» (Великая Липа, несвиж, мин.) [10. С. 88].
48. Обычно справляют поминки в день похорон, на третий, девятый, двенадцатый день (з.-полес.), сороковой день, полгода и год, хотя в каждом конкретном случае могут практиковаться лишь некоторые из них.
24 В отдельную категорию часто выделяется окказиональная обрядность (например вызывание дождя, гадания, магические действия перед дальней дорогой и пр.), так как она напрямую не увязана с календарем, хотя, по мнению некоторых исследователей, именно она может стоять у истоков обрядности семейной и календарной, закрепившей во времени превентивно исполняющиеся ритуальные действия. По словам Н.И. Толстого, «в самых общих, сильно огрубляющих чертах, можно сказать, что развитие шло от окказионального обряда к календарному, от обряда, вызванного необходимостью, к обряду превентивному, предупреждающему, от обряда темпорально (временно) не закрепленного, к обряду, закрепленному во временно́м отношении, т.е. календарному» [8. С. 87]. Так как одним из самых распространенных форм магического применения громничных свечей является практика зажигания их во время грозы для предотвращения пожаров от молнии (что формально относится к окказиональным ритуалам), рассмотрим далее все виды связанной с этими свечами обрядности «по случаю».
25 Действия во время грозы описывались следующим образом: «Это как грэмиць, запаливали грамничнаю сьвечку, и не сьвету, ни лампу не запаливали, а грамничную сьвечку, […] штоб Гасподзь сахраняў хату ат пажара, ат грома, ат ўсяго. Запялю сьвечку и прашу Бога Хрыстоса, каб Гасподзь сахранил, иной раз так моцно грэмиць и я уже спакойна» (Юндилы, пружан., брест.); «Грамницы есць, это пятнадцатого февраля, девятнадцатого Вадóхрыще. Хадзили у церковь, сьвечки брали, кады грэмиць, некаторые сьвечки паляць, сидзяць, баяцца, сьвечка гариць у хаце, атпугивае гром» (Клепачи, пружан., брест.)49.
49. Полевые материалы.
26 Часто использовалась громничная свеча в народной медицине: ее зажигали при произнесении всевозможных заговоров для лечения людей и животных от ряда заболеваний вообще и от причиняемых колдовством в частности («Стрэчэна све́чка ‒ як нáда шаптáть скати́не, чэлаве́ку ‒ стрэ́чэнску свечу́ нáда запали́ть» (Присно, ветков., гомел.)50), этими свечами спаливали рожу (лечили рожистое воспаление), отводили пристрек (порчу от дурного глаза); помогали людям, попавшим в вихрь и пострадавшим от завитки51, ею снимали (перепаливали) колтун52 [2. С. 125], лечили испуг, бессонницу, падучую болезнь и пр. «Хай чолови́к опу́хне чи рукá, чи ногá, чы лыцо́ ‒ э́ту ро́жу спáливати, и гэ́той громны́чной свчкой трэ э́ту ро́жу спáливати. […]» (Ласицк, пин., брест.); «Больши́й гром ‒ тодá све́тимо громничную све́чку. Як ро́жа или пристри́т з го́чи, то пáлють ее́. […]» (Радеж, малорит., брест.); «Сви́чку грумни́шну трымáли. Як чолови́ка ви́тёр схо́пить, то пудку́рвали» (Ветлы, любе шов., волын.); «Чилаве́к, като́рый ле́чит (залом), тот убирáе. Вырывáють е́ту зáвить с каре́ньем, тáскивають и не́сти харани́ть: ў зе́млю закáпывать нáда и гаво́рить. (Чтобы вылечить человека, пострадавшего от завити53), стре́ченскую све́чку нáда запали́ть и мали́тву праче́сть и ду́нуть» (Золотуха, калинкович., гомел.); «(Сретенская свеча) То ўжэ́ кáюць шчо ку́раць худобу тою све́чкою […]» (Стодоличи, лельчиц., гомел.)54. Дымом от громницы подкуривали больной зуб или давали страдающему от боли погрызть свечу, веря, что от этого зуб онемеет (бел.) [2. С. 125], «Воск све́тят у цэркви, до до́му (приносят), свэ́чки (светят). Зу́бы заболе́ли, та й самá шось, отрывáють во́ску тро́шки, да на угольки ку́рять» (Тхорин, овруч., житомир.)55.
50. Полесский архив.

51. Зало́м, за́витка, за́вить ― пучок скрученных, связанных узлом колосьев в поле; особый вид порчи, направленный на хозяев угодий или на урожай.

52. Вид болезни, при которой волосы сбиваются в неподдающийся расчесыванию плотный комок; снимать его могли только знахари в особое время, в противном случае болезнь ведет к серьезным последствиям вплоть до смерти; считалось, что причиной данной хворобы может быть порча, испуг, встреча со сверхъестественным и пр.

53. См. выше примеч. 51.

54. Полесский архив.

55. Полесский архив.
27 Широко использовалась громница и при детских болезнях: «Як дытю́к злякáеця, подку́рювалы сви́чку громны́чу» (Любязь, любешов., волын.); «[…] Дете́й оку́рывають, е́сли захварáе, прыпáдок если, то той све́чкой оку́рывають» (Симоничи, лельчиц., гомел.)56. Для защиты ребенка «с э́той свэ́чки (громничной) хрэ́сцике зробляць, так и ў шмáточку та на шы́е ему́ (ребенку) начэ́пляць» (Стодоличи, лельчиц., гомел.); «Бувáе, шо з грумны́чной сви́чки рэ́жуть ви́ск (который) вилывáють од ля́ку (ребенку)» (Олтуш, малорит., брест.)57.
56. Полесский архив.

57. Полесский архив.
28 Горящая громница была атрибутом большого числа различных магических действий: «Стре́чэнская све́чка. Шэпту́хи шэ́пчуть, бяру́ть с сабо́й»; «На Стриченне свичку сви́тят, (потом держат дома) од грома и як шэпчут, то особенно запáлюе ту свечку» (Червона Волока, лугин., житомир.)58. Помимо подробно описанного выше ее применения в деле снятия порч и лечения различных болезней в Гомельской области ее зажигали во время гаданий, обрядов любовной магии и, возможно, даже при наведении порчи: «Если муж уйдёть, запали́ стрэ́чэнску све́чку и мали́сь “Вотчэ наш”, тры рáзы прамали́сь, а тадá све́чку перэварáчай и друго́й бок запáливай. “Го́спади, вярни́ся вырушчáюшчым Храсто́м дамо́ў”. И усё. Это харашо́. Эта мали́тва и не врэ́дно» (Присно, ветков., гомел.); «Далжно́ быть тры́ све́чки ва дварэ́. Первая, стрэчэнская ‒ варажы́ть, втарáе страстнáя, и пасхáльная харашá. (С помощью их иногда) лу́ди де́лали ўрэд для всяго́» (Присно, ветков., гомел.)59.
58. Полесский архив.

59. Полесский архив.
29 Громничная свеча использовалась в производственной обрядности: ею подкуривали кросна при ткачестве, чтобы их не испортили дурным глазом «Ци падкури́ (кросна) ‒ мо́жна муко́ю жы́тнаю, ўо́скам, сьвецо́най сьвечй стре́чанай» (Жаховичи, мозыр., гомел.); «Як ми́ють ди́жку пэ́рэд роковы́ми сьватáми, то пудку́рвають свячо́ной сви́чкой грумни́шной» (Ветлы, любешов., волын.)60; громницей окуривали квашню, когда начинали готовить хлеб из новой муки (бел.) [2. С. 125].
60. Полесский архив.
30 В иных случаях окказиональной обрядности громничной свече также находилось применение: ее брали с собой в дорогу как оберег «[…] Ў це́ркви пакупáють све́чи, святять и пото́м их ў даро́гу кудá е́дуть, бяру́ть е́ти све́чи […]» (Челхов, климов., брян.)61.
61. Полесский архив.
31 Как и в случае с другими сакральными предметами, непочтительное отношение и нарушение запретов в обращении с громницами могло навлечь несчастье: «Кáжуть, пераступáть стри́чэнську сьве́чку не до́бре, балеть сильна буде́ш» (Великий Бор, хойниц., гомел.)62.
62. Полесский архив.
32 Приуроченный к Сретению комплекс ритуальных действий, связанных с громничной свечой (изготовления свечей из воска накануне праздника, освящение их в церкви, принесение из домой горящими, прижигание волос по очереди всем домочадцам, копчение крестов на балках, возле дверей и окон дома; обход с ними дома и хозяйственных построек, речевые формулы, произносимые при этом; освящение льна и обвязывание им свечи; представления о даруемой свечами защите от грома, болезней и нечистой силы) в наиболее полном виде встречаются в зоне западного Полесья (или большая часть их, с выпадением какого-нибудь одного члена, например обжигание свечами могло осуществляться без приговора, мог отсутствовать обход хозяйственных построек при рисовании на домах крестов из копоти и пр.). В центральном Полесье могут фиксироваться некоторые части этого комплекса, а наряду со сретенской во многих синонимичных контекстах употребляется четверговая свеча: «Страсны́ свэчки́ запáлывалы от грому. И стрэчны́ так сáмо»; «В Чы́стый чэтвэ́р бэру́ть у цэ́ркви святы́й вого́нь и стáўлять хрэсты́ на трамы́ни»; «Як гроза, то стрэ́чной сви́чкой сви́тять и ро́блять хрэсты́ на трамы́ни» (Журба, овруч., житомир.).63 Встречается и дублетное использование сретенских и страстных свечей, с разделением их ритуальных функций или по очереди в одном и том же действии, например: «На Чы́стый четвер засви́чуют сре́теньску све́чку и чуть посмаля́ють коски́ [виски], щоб нэ бояца грому. […]»; «На Чы́стый Чэтве́р ходы́лы ў церкву, све́тять свэчки́, як донэсе́ (ту свечу до дома), то ро́бить хрэстá ў хáтэ на бáльку» (Боровое, рокитн., ровнен.); «(Четверговая и сретенская свечи): На Стрáсть хо́дять, пáлять све́чку, и ту́ю све́чку (умирающему) ў прáвую ру́ку дау́ть ‒ по́куля ужэ́ ко́нчыця, а умрэ́ ‒ дають све́чку, шчо на Стрэ́тенне све́тять, ў насаво́м плато́чку. А го́лых све́чек нико́му не дау́ть» (Грабовка, гомел., гомел.).64 На востоке Полесья большинство ритуальных и мифологических смыслов закреплено за четверговой свечой, там же фиксируется обычай освящать на Сретение особую воду, в первую очередь талую, а также вера в ее целебные и апотропеические свойства.
63. Полесский архив.

64. Полесский архив.
33 По поводу контекстов использования четверговых свечей, Полесский архив предоставляет следующие сведения (области перечислены с запада на восток): в Брестской области известны в основном громницы, на Чистый четверг свечи также освящали, несли их домой горящими, но редко использовали их для защиты от грозы. В Волынской области четверговые свечи маркированы слабо, но их освящение встречается, в редких случаях они используются как оберег от грома. В Ровненской области громничными свечами прижигали волосы от страха перед громом, свечи на Чистый четверг также освящались, их приносили из церкви горящими, именно ими выжигали кресты и обходили все хозяйственные постройки в качестве оберега от грозы и бури. В Житомирской области также освящались свечи на Чистый четверг, их несли домой зажженными, где ими коптили кресты и подпаливали волосы домочадцам, а также обходили дом для защиты; лазили с ними на чердак, чтобы увидеть домового; их зажигали во время грозы и при покойнике; их несли на могилы в поминальные дни (Проводы ‒ воскресенье, понедельник или вторник следующей после Пасхи недели); брали с собой при севе. Наряду с четверговой свечой в качестве защиты от грома в этой области используются и сретенские свечи, которые зажигают во время гроз. В Киевской области также фиксируется освящение четверговых свечей, которыми делали крест копотью на потолке, с ними лазили на чердак с целью увидеть домового. В Гомельской области свечи на Чистый четверг освящали, несли их горящими домой; делали на балке, на стене, возле окна, возле покути, четырех углов, двери крест (иногда говорили, что это от ведьмы); смотрели с ней домовика; вешали в хлеву для защиты скотины от молочной ведьмы (потом на свече, по народным представлениям, останется след зубов ведьмы); их жгли во время грозы для защиты; их давали в руки умирающему, а потом меняли на сретенскую свечу. В Черниговской области страстные свечи освящали, несли из церкви горящими, по их горению гадали, будет ли грозовым лето; копотью делали кресты для защиты от грома, их зажигали во время грозы для защиты; чтобы не болел скот и чтобы в доме не было неприятностей их оставляли дома на покути или в хлеву; их жгли и ими окуривали при болезнях; с их помощью искали тело утопленника в водоеме. В Сумской области свечи на Чистый четверг освящались, кресты в домах с их помощью также делались; ими подпаливали волосы детям от страха пред грозой и их жгли при детских болезнях. В Брянской области также освящение четверговых свечей известно, их приносили из церкви и ими делали кресты на воротах, окнах, дверях и матице от нечистого духа; их зажигали во время грозы и агонии65.
65. Полесский архив.
34 Что касается обрядовых контекстов использования громничных свечей, они далеко не исчерпываются приведенными в работе примерами, между тем даже они прекрасно иллюстрируют множественность связей, объединяющих Сретение и освященную в этот день свечу практически со всеми циклами календарной, семейной, аграрной и окказиональной обрядности (годовые праздники, свадьба, родины, похороны, животноводство, растениеводство, производственная магия, народная медицина, защита от нечистой силы, грома, пожара и т.д.), а также последовательность выбора громничной свечи во всех означенных случаях; она встречает человека в этом мире и ее свет провожает его в иной. Можно сказать, что громничная свеча присутствует во всех сферах жизни человека, больших и маленьких ее событиях, защищая от болезней, невзгод и враждебных сил, освящая и давая веру в лучшее: «Срэче́ние. Запáливали свэ́чку, каб я́сна жы́зня былá» (Оброво, ивацевич., брест.)66. Все это с основанием дает возможность говорить о богатстве мифологического содержания этого фрагмента традиционной культуры, его важности для изучения картины мира. Новый полевой материал, собранный автором в Беларуси в 2010‒2019 гг., свидетельствует о сохранности связанного со Сретением мифоритуального комплекса вплоть до сегодняшних дней.
66. Полесский архив.

Библиография

1. Белова О.В., Седакова И.А. Свеча // Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого, Т. 4 П (Переправа через воду) ‒ С (Сито), М.: Международные отношения, 2009. С. 576‒573.

2. Васiлевiч У. Грамнiчная свечка, грамнiца // Беларуская мiфологiя. Энцыклапедычны слоўнiк / рэд. С. Санько, Т. Валодзiна, У. Васiлевiч i iнш. Мiнск: Беларусь, 2004. С. 124‒126.

3. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX ‒ начало XX в. Весенние праздники / отв. ред. С.А. Токарев, М.: Наука, 1977, 357 с.

4. Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах / Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. Витебск: Губернская Типо-Литография, 1897. 307 с.

5. Романов Е.Р. Белорусский сборник. Выпуск восьмой. Быт белорусса. Вильна: Типография Сыркина А.Г., 1912. 124 с.

6. Толстая С.М. Полесский народный календарь, М.: Индрик, 2005. 600 с.

7. Толстая С.М. Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике, М.: Книжный дом «Либроком», 2010. С. 179‒184.

8. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества / сост. и отв. ред. С.М. Толстая, М.: Индрик, 2003. 624 с.

9. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т. Т. 4. Брэсцкае Палессе. У 2 кн. Кн. 1 / рэд. В.І. Басько і інш.; ідэя і агул. рэдагаванне Т.Б. Варфаламеевай. Мінск: Выш. шк., 2008. 559 с.

10. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т. Т. 5. Цэнтральная Беларусь. У 2 кн. Кн. 1 / рэд. В.І. Басько і інш.; ідэя і агул. рэдагаванне Т.Б. Варфаламеевай. Мінск: Выш. шк., 2010. 847 с.

11. Księga przysłów, przypowieści i wyrażeń przysłowiowych polskich / zebrał i opracował Samuel Adalberg. Warszawa: Druk Emila Skiwskiego, 1889‒1894. 805 S.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести