J. M. Bak, G. Pálffy. Crown and Coronation in Hungary 1000–1916 A.D.
J. M. Bak, G. Pálffy. Crown and Coronation in Hungary 1000–1916 A.D.
Аннотация
Код статьи
S0869544X0015975-5-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
J. M. Bak, G. Pálffy. Crown and Coronation in Hungary 1000–1916 A.D.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
 
Выпуск
Страницы
127-129
Аннотация

     

Классификатор
Получено
20.07.2021
Дата публикации
06.08.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
88
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 С 2012 г. в Венгрии действует программа академической мобильности «Импульс» («Lendület»/«Momentum»), в рамках которой на срочной или бессрочной основе финансируются масштабные проекты в разных областях наук. В числе заявленных целей – развитие диалога науки и общества, пропаганда достижений венгерских ученых в стране и за ее пределами. Одним из первых поддержанных и по сей день успешно действующих проектов стал «Святая корона» на базе Центра гуманитарных исследований Венгерской академии наук (с 2019 г. – Исследовательского центра им. Л. Этвеша). В рамках проекта в 2020 г. вышла в свет монография на английском языке медиевиста Я.М. Бака (1929–2020) и специалиста по истории раннего Нового времени, руководителя проекта Г. Палфи «Корона и коронации в Венгрии 1000–1916 гг.». Это синтетическая научная работа – первая столь подробнаяна английском языке, основанная на результатах новейших исследований. В силу детально проработанной структуры, богатой фактографии, высококачественных иллюстраций книга будет интересна широкой читательской аудитории во всем мире.
2 Книга состоит из краткого предисловия, трех разделов, посвященных порядку наследования, церемонии коронации и судьбе инсигний, и заключения; в приложение вошли хронологическая таблица коронаций и перемещений святой венгерской короны, избранная библиография, именной указатель и список правообладателей иллюстраций, которыми богато снабжено издание. Временные рамки книги– от условного 1000 г., когда Венгрия при первом короле ИштванеI приняла христианство, о чем известно по скупым свидетельствам позднейших хроник, до 1916 г. – последней в истории страны коронации императора Карла IГабсбурга венгерским королем под именем Карла IV, от которой до наших дней дошел массив письменных источников официального и личного происхождения, фото- и кинодокументов. Между двумя датами около 60 коронаций 52 королей (некоторые короновались несколько раз) и двух правящих королев. На протяжении столетий менялась юридическо-правовая база, появлялся все более детальный церемониал, создавались материальные объекты высокой художественной ценности, приобретавшие в силу традиции сакральный смысл.
3 Первый раздел знакомит читателя с эволюцией практики престолонаследования. В ранние века венгерской государственности сосуществовали, сменяя друг друга, принципы широко понимаемого родства с правителем и старшинства в правящем доме. В эпоху чередования иноземных династий в XIV – начале XVI в. (Анжу, Люксембурги, Ягеллоны и др.) вопрос престолонаследия решался выборами при все более активном участии высшей знати, а затем и шире – сословий королевства. С воцарением Габсбургов в 1526–1527 гг. выборы короля сначала ограничились одной династией, а затем, в 1687 г., и сам институт выборности был отменен, при этом XVI–XVII вв. Венгрия относилась к немногим странам Европы, где одновременно реализовывались принципы выборности и наследственности.
4 Во втором разделе предлагается обзор истории коронаций: от самых ранних в Эстергоме и Секешфехерваре и до более поздних в Пресбурге (совр. Братислава), Шопроне и Буде/Будапеште. Ученые обратили внимание, что церемонии приурочивались к субботам или воскресеньям, дням церковных праздников и поминовения значимых святых. Особой популярностью в эпоху барокко пользовались праздники богородичного цикла, поскольку Дева Мария считалась покровительницей Венгрии. Для XI–XII вв. не сохранилось практически никаких достоверных, не говоря уже о созданных очевидцами, записей церемонии коронации и инаугурационного помазания. Более или менее подробные описания имеются для вступления на престол Альбрехта Габсбурга в 1438 г. После 1526 г. закрепившийся на венгерском престоле Австрийский дом всячески демонстрировал преемственность с государственной традицией, поэтому в их коронациях сохранилось много элементов, отсылающих к практикам более ранних веков. Характерно, что известные историкам случаи ношения короны имели место в исключительных ситуациях демонстрации суверенитета, превосходства перед другими правителями или восставшими подданными. Начиная с 1638 г. все случаи извлечения короны из сундука, где она обычно хранилась, строго документировались. Среди регулярных поводов значатся и коронации королев – церемонии с особым регламентом.
5 Средневековая Венгрия не знала права наследования земельной собственности по женской линии, это отразилось на порядке и практике наследования: когда в 1382 г. дочь Людовика (Лайоша) Анжуйского взошла на престол, она была коронована королем. История повторилась в 1741 г., когда венгерские сословия прокричали Марии Терезии: «Жизнь и кровь за нашего короля». Для супруг королей после 1563 г. постепенно сложился особый коронационный церемониал, символическим элементом которого со временем стало прикосновение венгерской короной к правому плечу королевы в знак того, что она – опора короля. Ее чело украшала особая, «королевина» корона.
6 Свидетелями актов коронации и помазания был ограниченный круг высших должностных лиц и иностранных послов, на коронационном банкете уже присутствовали представители сословий, двора, и дипломатического корпуса, самым массовым и зрелищным элементом оставалась торжественная процессия в церковь, где проходила церемония. По мере изменения соотношения сил между королем и сословиями все большее значение приобретала коронационная присяга, восходившая к мифической клятве кровью вождей семи племен, пришедших в Карпато-Дунайский бассейн в конце IX в. Ее содержание менялось в зависимости от конкретной политической ситуации и в целом отражало не прекращавшийся диалог сословий с королевской властью о государственно-правовых принципах управления страной.
7 В третьем разделе систематически описаны материальные объекты (регалии или инсигнии), участвовавшие в коронации: корона, мантия, меч, скипетр, держава, кресты, штандарты, перчатки, башмаки, в которые перед коронацией облачался король и др. Церемония считалась легитимной, если архиепископ Эстергомский возлагал на чело короля святую венгерскую корону в одном из городов королевства. Начиная с 1427 г. в коронации мог участвовать надор (королевский наместник), с 1687 г. его участие стало обязательным. Возможно, в память о кочевом прошлом и в силу того, что требования коронации в одном конкретном городе так и не оформилось, церемония не была связана с каким-то определенным троном.
8 Святая венгерская корона – это регалия, окруженная мифами, вызывающая непреходящий интерес как у ученых, так и в широких кругах любителей истории. В книге дан краткий обзор достоверной на сегодняшний день информации о времени создания «латинской» и «греческой» корон и их соединения в единое целое. Установлен год, когда в результате механического воздействия при попытке открыть ларец с короной, крест, по всей вероятности, был погнут и уже не мог быть выправлен – 1638. С превращением короны в регалию, безусловно легитимирующую королевскую власть, она стала объектом притязаний, краж, торговли и обмена, неоднократно покидала территорию Венгрии, пролежала в земле четыре года, зарытая в укромном месте после поражения национально-освободительной войны 1849 г., после Второй мировой войны путешествовала через океан в США и в 1978 г. обратно. Идеологическое оформление ее исключительного места в государственно-правовой системе получило продолжение в лжеучениях о ее мистической силе.
9 Авторы пришли к выводу, что сформировавшиеся в стране за девять веков практики коронаций в основе имели более раннюю христианскую традицию, обладали рядом сходств с церемониями, нормами и обычаями соседних и типологически схожих монархий Чехии и Польши, но в то же время отличались от них в существенных деталях. Венгрия, по их мнению, стала мостом между западом и востоком континента, обрела с веками во многом уникальную политическую культуру, центральную роль в которой заняла венгерская корона.
10 Активное использование исследовательского опыта и научных достижений обоих авторов при создании синтетического труда стало залогом высокого качества научного текста: он терминологически и фактографически выверен, не перегружен лишними подробностями, но дополнен интересными, запоминающимися деталями. Логичная структура облегчает поиск по содержанию необходимой информации по частным вопросам, будь то коронационные столицы, королевские браки, процессии и пиры, история отдельных инсигний и др.
11 Книга станет незаменимым справочным и методическим пособием как при обращении историков к сюжетам, связанным с коронациями венгерских королей, так и в преподавании истории Венгрии с древнейших времен до 1916 г. В ней даны выверенная терминология на английском языке для важнейших понятий по теме короны и коронаций, имеются отсылки к основным письменным источникам и исследовательским работам.

Библиография

1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести