Владимир Кириллович Винниченко. Биография политика и писателя на фоне эпохи
Владимир Кириллович Винниченко. Биография политика и писателя на фоне эпохи
Аннотация
Код статьи
S0869544X0011094-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Байдалова Екатерина Викторовна 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Выпуск
Страницы
89-98
Аннотация

Статья посвящена научной биографии Владимира Кирилловича Винниченко (1880–1951) – выдающегося украинского писателя и политика, чья основная деятельность пришлась на первую треть ХХ в. Особое внимание уделено противоречивости политической деятельности писателя, а также малоизвестным фактам его биографии до и после вынужденной эмиграции.

 
Ключевые слова
Винниченко, украинская литература, политик, писатель, Украина
Классификатор
Получено
18.09.2020
Дата публикации
18.09.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
503
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 Я хочу собой возвеличить украинское. В.К. Винниченко
2 Винниченко – политик, писатель, мыслитель – во всех своих проявлениях принципиальный и непредсказуемый, противоречивый и бескомпромиссный, в первую очередь непрост для восприятия благодаря своей яркой и во многом парадоксальной биографии, в которой творческая деятельность неотделима от политической. Литература и политика были двумя его смыслами жизни. Как писал академик Николай Григорьевич Жулинский, «литература и политика – это два крыла, на которых возносился творческий дух Владимира Винниченко»1 [1. С. 14]. Он был одним из наиболее значимых украинских писателей первой половины ХХ в. За пятьдесят лет своей творческой биографии написал 14 романов, 23 пьесы, более сотни рассказов и новелл, множество публицистических статей, воспоминания о событиях на украинских землях в 1917–1920-х годах. «Вiдродження нацiї» («Возрождение нации») (1920) и философский трактат «Конкордизм» (1948). Его произведения были переведены на многие языки мира: русский, английский, немецкий, французский, итальянский, латвийский, португальский, польский, словацкий, испанский, чешский, татарский и другие, пьесы поставлены не только в русских и украинских театрах, но также в Германии, Чехии, Бельгии, Испании, Италии. Драма «Брехня» («Ложь») с участием известной актрисы Эммы Граматики в Италии шла более трехсот раз. В 1921 г. по пьесе «Чорна Пантера i Бiлий Ведмiдь» («Черная Пантера и Белый Медведь») в Германии был снят художественный фильм, имевший коммерческий успех. Для украинской литературы Винниченко стал новатором как в драматургии, так и в романистике, создателем первого украинского фантастического романа2.
1. 1 Здесь и далее перевод с украинского автора статьи.

2. 2 Роман В. Винниченко «Соняшна машина» («Солнечная машина») (написан в 1921–1924 гг., издан в 1928 г.) – социальный роман-антиутопия с элементами научной фантастики.
3 Дебют Винниченко-писателя состоялся в 1902 г. Первый его рассказ «Краса и сила», как и многие другие, был опубликован в украинском журнале «Киевская старина». Довольно быстро писатель стал известен и популярен. В 1903 г. во Львове одновременно под фамилией Винниченко и под псевдонимом В. Деде был издан первый сборник его рассказов под названием «Повести и рассказы», куда вошли пять рассказов: «Борьба», «Антрепренер Гаркун-Задунайский», «Около машины», «Сила и краса», «Суд». В 1906 г. в Киеве вышел сборник рассказов «Краса и сила», о котором комплиментарно отозвался И. Франко, затем – сборник 1907 г. «Маленькие рассказы». Винниченко активно печатался в периодических изданиях, как украинских, так и русских, начал работать как драматург, чьи пьесы с успехом шли в театрах. Уже после революции и эмиграции Винниченко харьковское издательство «Рух» с 1923 по 1926 г. издало 21 том произведений писателя, в 1928 г. вышел роман «Солнечная машина», который широко обсуждался в советской Украине. Однако в 1933 г. после самоубийств Н. Хвылевого3 и Н. Скрипника4 Винниченко написал письмо к ЦК КП(б)У о национальном политике, в котором задавался вопросом, каким образом разрешен национальный вопрос, что такие люди, как Скрипник и Хвылевой, лишают себя жизни из-за него. В ноябре 1933 г. письмо рассмотрели на пленуме ЦК и ЦКК КП(б)У, где Винниченко был назван «старым волком украинской контрреволюции», а его произведения, соответственно, запрещены к публикациям и изъяты из книжных магазинов и библиотек. С 1933 по 1987 г. в СССР не было опубликовано ни одного произведения писателя. Реабилитация литературного наследия Винниченко началась в декабре 1987 г., когда в журнале «Київ» были напечатаны девять его ранних рассказов. Предвестниками этого события стали частые упоминания имени писателя и политика украинскими общественно-политическими деятелями–сторонниками гласности.
3. 3 Микола Хвильовий (Николай Григорьевич Фитилев) (1893–1933) – выдающийся украинский писатель.

4. 4 Николай Алексеевич Скрипник (1872–1933) – украинский советский политический деятель, в 1927–1933 гг. – нарком образования Украины, с 23 февраля 1933 г. до своего самоубийства 7 июля – заместитель председателя Совнаркома УССР, председатель Госплана УССР.
4 Как политик Винниченко крайне «неудобен» для исследователей: он не устраивал многих, когда был при власти, раздражал, когда власть покинул. Политическая деятельность украинского писателя получила противоречивые оценки как его, так и наших современников: Винниченко называли то деспотичным правителем, то слабохарактерным романтиком и «политиком-неудачником» [2], то борцом с коммунистическим режимом, то сторонником советской власти. Как иронично писал о политическом мышлении Винниченко историк Ярослав Пеленский, это «внебрачный ребенок Карла Маркса с красивой и темпераментной украинской молодухой» [3. С. 1]. Неоднозначна оценка в современной Украине создания им в эмиграции Западной группы Украинской коммунистической партии, попытки его сотрудничества с советской властью. При этом в конце прошлого века Винниченко стал символом украинской независимости, поскольку бескомпромиссным он был именно в вопросе суверенности Украины5, про которую, по довольно патетичному высказыванию Михаила Наенко, «он не переставал думать ни на миг, во имя которой загубил собственную жизнь, зато в духовную жизнь Украины вписал одну из наиболее ярких страниц» [5. С. 646].
5. 5 Правда, самостоятельность страны Винниченко понимал в разное время по-разному. В его дневнике есть следующая запись от 30 марта 1945 г.: «Я прошел три фазы борьбы за самостоятельность и независимость украинской нации. Первая: борьба за самостоятельность и независимость культуры в форме автономии Украины. Вторая: борьба за политическую независимость в форме самостоятельности Украинской державы. Третья: борьба за самостоятельность и независимость социалистическую в форме Республики Советской. Все три формы независимости и самостоятельности не дали украинской нации. Теперь я начинаю борьбу за ту же самую независимость и самостоятельность в высшей форме – конкордистской» [4. С. 80].
5 Родился Владимир Кириллович Винниченко 16 (28) июля 1880 г. в городе Елисаветграде6 Херсонской губернии в семье крестьянина-батрака Кирилла Васильевича Винниченко и хозяйки постоялого двора Евдокии Ануфриевны Павленко (урожденной Линник). Для матери писателя это был третий брак. От предыдущих браков у нее родилось трое детей, для своего отца Владимир оставался единственным сыном. После обучения в народной школе в возрасте десяти лет будущий писатель продолжил образование в Елисаветградской мужской гимназии, выпускниками которой были также писатели Ярослав Ивашкевич7 и Дон Аминадо8. Несмотря на сложное материальное положение, семья приняла решение о необходимости получения им образования, поскольку было очевидно, что у мальчика есть способности. В седьмом классе его отчислили из гимназии за политическую деятельность (написание революционной поэмы и организацию тайного кружка среди гимназистов), но «чтобы не раздувать скандал, его исключили не с соответствующими формулировками, а просто выпустили со справкой об окончании семи классов» [6. С. 28]. Некоторое время Винниченко странствовал по Южной Украине в поисках заработка. В 1900 г. экстерном сдал экзамены в Златопольской гимназии и получил аттестат. В 1901 г. поступил на юридический факультет Киевского университета им. Святого Владимира9, откуда был отчислен в 1902 г. за участие в студенческих беспорядках в Киеве в конце января – начале февраля 1902 г. без права продолжения образования в любом другом высшем учебном заведении с тремя зачтенными полугодиями (1–3 семестрами). Во время учебы Винниченко встал на путь профессиональной революционной работы. В университете он присоединился к тайной студенческой организации («Студенческая община»), которая с появлением нового деятельного участника10 активизировала свою работу. Тогда же Винниченко вступил в РУП11, по поручению которой проводил агитационную работу среди рабочих в Киеве и на Полтавщине, за что был арестован в феврале 1902 г. и заключен под стражу в Лукьяновскую тюрьму. Однако следствие не дало конкретных результатов, поэтому через месяц заключенного отпустили с запретом проживать в Киеве и других университетских городах. После этого Винниченко недолго работал домашним учителем в Полтавской губернии, принимал участие в I съезде РУП, однако в сентябре 1902 г. он попал под осенний призыв и был отправлен служить в армию в пятый саперный батальон, который стоял в Киеве, в качестве вольноопределяющегося. Оттуда в феврале 1903 г., узнав, что его собираются арестовать за нелегальную деятельность, он бежал в Австро-Венгрию и на некоторое время оставался во Львове под чужим именем (Зиновия Дедевича). Там он вошел в состав Заграничного комитета РУП. При попытке доставки нелегальной литературы на территорию Российской империи в июле 1903 г. Винниченко был арестован и опять заключен в Лукьяновскую тюрьму в Киеве. В это время он пережил сильнейший внутренний кризис и совершил попытку самоубийства (так и неизвестно – мнимого или реального), после чего еще почти год его держали то в больнице, то на гауптвахте, но не направляли в дисциплинарный батальон, куда он должен был отправиться по суду. 24 (11) сентября 1904 г. в связи с рождением наследника был провозглашен манифест Николая II, по которому объявлялась амнистия. Однако для Винниченко это означало лишь амнистию по его политическому делу, в армию же он был отправлен служить дальше в 21-й саперный батальон, откуда уже в середине декабря, проведя большую часть службы в госпитале, он был уволен в запас. Тогда Винниченко принял участие в съезде РУП как член Центрального комитета и уехал во Львов. После царского манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего политические права и свободы и отменившего Эмский указ 1876 г. о запрещении ввоза и публикации книг на украинском языке за исключением исторических памятников, Винниченко вернулся в Киев, где восстановился на юридическом факультете университета, сдал экстерном экзамены и получил диплом о высшем образовании. В декабре 1905 г. он стал одним из основателей УСДРП12, созданной на базе РУП, возглавил ее левое крыло, вошел в состав центральных органов партии. В январе 1906 г. Винниченко снова эмигрировал, однако не мог остаться в стороне от революционной борьбы и уже в мае опять вернулся в Киев, где в сентябре 1906 г. был арестован по делу газеты «Громадська думка»13. Вышел из тюрьмы лишь в мае следующего года под залог в 500 руб., заплаченный Е. Чикаленко14. Узнав, что по суду, который должен был состояться в октябре 1907 г., его за совокупность преступлений должны отправить на каторгу, Винниченко нелегально перешел границу и вновь стал политическим эмигрантом. Будучи организатором революционной работы, он переезжал с места на место. Довольно долго жил в Париже, а также в Швейцарии, Германии, Италии, бывал в Галиции и Буковине, по партийным делам нелегально посещал Киев, Харьков, Санкт-Петербург. Главным событием этого периода, которое радикальным образом изменило его жизнь, стала женитьба 28 марта 1911 г. во Флоренции на Розалии Лифшиц – главной и единственной истинной любви всей его жизни, женщине, полностью разделившей с ним всю дальнейшую непростую судьбу15.
6. 6В настоящее время город Кропивницкий (до 1924 г. – Елисаветград, до 1934 г. – Зиновьевск, до 1939 г. – Кирово, до 2016 г. – Кировоград) – административный центр Кировоградской области Украины.

7. 7 Ярослав Леон Ивашкевич (1894–1980).

8. 8Аминад Петрович Шполянский (1888–1957).

9. 9 В настоящее время – Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко.

10. 10 Интересно, что в документах Киевского жандармского управления, которое установило за ним наблюдение, Винниченко значился под кличкой «Быстрый» [6. С. 31–32].

11. 11 Революционная украинская партия – первая украинская политическая партия на территории Российской империи.

12. 12 Украинская социал-демократическая рабочая партия.

13. 13«Громадська думка» - первая ежедневная украинская общественно-политическая культурно-просветительская газета. Выходила в Киеве с 31 декабря 1905 г. по 18 августа 1906 г.

14. 14 Евгений Харлампиевич Чикаленко (1861–1929) – видный украинский общественный деятель, меценат. Поддержал Винниченко в начале его творческой карьеры, играл важную роль в жизни писателя.

15. 15 В письме к Е. Чикаленко от 30 октября 1911 г. Винниченко так писал о своей женитьбе: «я уже перешел в новую стадию своей жизни: у меня есть семья, и я хочу, чтобы моя семья была связана с жизнью моего народа. Женился я, то есть сошелся с той женщиной, от которой хочу иметь детей, уже больше чем полгода, но до этого времени не мог ничего определенного сказать, потому что это было время пробного брака. Мы еще не знали друг друга и не могли сказать, сможем ли основать семью. Теперь это более-менее выяснилось. Жена моя – жидовка, но мы договорились, что семья будет украинской и детей будем иметь только тогда, когда мать их подготовится настолько, чтобы они могли быть воспитаны украинцами. Пока я целиком доволен тем способом построения семьи, который выбрал. А жизнь покажет, в чем ошибаюсь. […] Я хочу построить себе такую семью, чтобы она отвечала своему природному значению, а не предписаниям морали и закона. Я хочу, чтобы она давала и мне, и обществу, в котором я живу, пользу и благо. […] Когда у меня будут дети, то я смогу сознательно и искренне сказать: мы сделали все, что могли, чтобы дать обществу полезных членов. Это задание семьи, по моей мысли, и потому приплетать к ней то, что ее уродует, я уже не смогу. Так я думаю сейчас, а что будет дальше, не берусь предрекать. Жизнь – больше, чем мы, такую неожиданность может подсунуть, что только рот раззявишь» [7. С. 198–199].
6 В июне 1914 г. семья Винниченко нелегально прибывает в Россию на конференцию УСДРП. После начала Первой мировой войны границы оказались закрыты, и супруги не смогли покинуть страну. Жили главным образом в Москве (Владимир Кириллович под чужой фамилией, его жена легализовалась под своей девичьей фамилией), летом 1915 г. – в селе Карачивка около Харькова, летом 1916 г. писатель остановился в санатории под Москвой. В это время он активно занимался литературной деятельностью, в том числе закончил один из своих лучших романов «Записки курносого Мефистофеля».
7 После начала Февральской революции Винниченко вернулся на Украину, тут же активно включившись в общественно-политическую работу. 8 апреля 1917 г. его вместе с С. Ефремовым избрали заместителем председателя Украинской Центральной Рады (М.С. Грушевского), с 15 июня 1917 г. Винниченко возглавлял Генеральный секретариат – автономное правительство Украины, т.е. фактически стал главой исполнительной власти страны, являлся автором почти всех законодательных актов и деклараций УНР, включая широко известный I Универсал, в котором декларировалось стремление к широкой национально-территориальной автономии в составе федеративной демократической республики России. Как указывают исследователи его политической биографии, «влияние Владимира Винниченко на общественные настроение, на принятие принципиально важных решений в 1917 году было масштабным и сильным» [6. С. 102].
8 Необходимо отметить в целом романтизированное представление Винниченко о будущем украинской нации после свершившейся революции. Вот что писал он сам о целях и задачах молодого украинского государства: «Нашей целью, самой главной, глубинной, была не сама государственность. Наша цель была – возрождение, развитие нашей национальности, пробуждение в нашем народе своего, национального достоинства, чувства необходимости родных форм своего развития, достижение этих форм и обеспечение их. Государственность – это только средство для этой основной цели. И потому сам процесс достижения государственности уже должен был бы служить пробуждающим, подталкивающим и способствующим осознанию происходящего фактором. Выиграли бы мы или проиграли, а процесс все равно состоялся бы, и он сам окупил бы и покрыл бы все возможные неудачи» [8. С. 257]. В «Декларации Генерального секретариата», одобренной сессией Центральной Рады 26 июня 1917 г. и написанной Винниченко, предлагался взгляд на формирование украинской государственной власти как на целиком и полностью отличной и от европейских образцов, и от российского: «Не физическое и экономическое насилие; не темнота, затурканность и экономическая зависимость подневольных классов; не запугивание и гипнотизирование религией, не науськивание одной части угнетенных на другую – не такие средства дали нам, собранным тут, право и силу принимать решения о нормах жизни, обязательных для каждого, кто считает себя украинцем. Это право родилось и выросло из одного доверия, чистого, без какого-либо принуждения, законного или незаконного. И Центральная Рада, принимая на себя эту волю и доверие народа, стала неотъемлемой, органичной частью этого великого целого» [6. С. 97–98].
9 Однако после подписания Брестского мира в феврале 1918 г. Винниченко подал в отставку. После прихода к власти гетмана Павла Скоропадского скрывался на хуторе Княжья Гора около Канева, был арестован, но под нажимом немецкого командования, опасавшегося народных выступлений в поддержку Винниченко, выпущен на свободу, где он тут же приступил к активной политической деятельности: был введен в состав Украинского Национально-Державного Союза (УНДС), а 18 сентября 1918 г. был избран главой Украинского Национального Союза (УНС), трансформировавшегося из УНДС и объединившего все организации, оппозиционные гетману. 14 ноября 1918 г. с Симоном Петлюрой был во главе создания Директории УНР, которая совместно с Украинскими сечевыми стрельцами16 подняла вооруженное восстание против гетманской власти. После бегства гетмана Скоропадского 18 декабря 1918 г. Винниченко возвратился в Киев и возглавил Директорию – коллективный орган исполнительной власти, где выступал против правых позиций Петлюры и настаивал на мире с Советской Россией17. 10 февраля 1919 г. Винниченко был выведен из состава Директории, однако для него таким образом разворачивающиеся события были, скорее, желательны, поскольку вера в успех деятельности как своей собственной, так и соратников стремительно угасала. После начала работы Трудового Конгресса18 Винниченко записал 24 января 1919 г.: «Я совершаю все усилия, чтобы выйти из состава правительства. Слишком тяжело мне быть подчиненным военным, слишком трудно отдавать в жертву свое самое дорогое, топтать его, издеваться над ним с таким видом, будто я только этого и хотел.
16. 16 Воинские формирования, первоначально организованные в составе армии Австро-Венгерской империи во время Первой мировой войны по национальному признаку из украинцев, придерживающихся украинофильских воззрений, позже входили в состав Галицкой армии Западно-Украинской народной республики, также УНР.

17. 17 Взаимоотношения Петлюры и Винниченко, борьба и соперничество между ними привели в итоге, наряду с другими факторами, к ослаблению Директории. Понимая, что захват большевиками Киева неизбежен, Винниченко так раздраженно писал в дневнике о действиях Петлюры: «А Петлюра все встает в позы, красуется на всяких собраниях, искренне веря в себя, как в “национального героя”. Целый месяц красуется, а армии нет. И ничего, как и в прошлом году, для ее организации не сделано. Как и в прошлом году, этот человек незаметно для широкого общества сыграет фатальную роль невольного саботажника и предателя. По 4–5 дней не принимает докладов военного министра, месяц не проводил закон про военные школы, про мобилизацию, про реорганизацию набора. Вместо этого принимает просительниц-старушек, раздает им деньги и велит ходить по Киеву и расхваливать Петлюру за щедрость. […] Господи, как мы убоги, если у нас такие национальные герои, такие случайные и фатальные люди» [9. С. 313–314].

18. 18 Трудовий конгрес України – высший законодательный орган УНР в период Директории УНР. Состоялся в Киеве 23–28 января 1919 г.
10 Реальная действенная политика после Винницы была в руках военных, а выразителем и идеологом ее был Петлюра. Разгромы съездов рабочих, разгромы профессиональных союзов, принудительная замена вывесок, потворство реакционным силам и процессы с попами – это все поступки, которые были одной из причин наступления большевиков на нас. Еврейские погромы также явились результатом этой политики, против воли военных, но как неизбежное явление. А я должен принимать всю тяжесть этих ошибок на себя, должен делать вид, что по моему мнению это – необходимо» [9. С. 316].
11 Винниченко уехал за границу под предлогом участия в международной социалистической конференции. Первоначально жил в Зиммеринге (Австрия). 30 марта 1919 г. по приглашению Белы Куна (1886–1938) – лидера недолго просуществовавшей Венгерской Советской республики – приехал в Будапешт для участия в переговорах о создании единого фронта России, Украины и Венгрии против «Антанты». Переговоры не привели к успеху. Винниченко вернулся в Австрию, где через два дня после конференции УСДРП, которая состоялась 9–12 сентября 1919 г., вышел из ее состава и организовал Заграничную группу Украинской коммунистической партии (УКП). В Австрии он написал трехтомник воспоминаний о политических событиях на Украине в 1917–1919 гг. «Возрождение нации». Винниченко так высказывался о цели создания книги: «Я не хочу писать историю в академическом значении этого слова. Это должны позже сделать специалисты. Моя цель – пройти по всем этапам недавнего прошлого, связать их, откинуть неважное и дать полный образ тех и радостных, и горестных времен нашей несчастной истории» [9. С. 10]. Винниченко надеялся переправить большую часть экземпляров своего произведения на родину, но практически полный тираж остался за границей. В библиотеках Украины сохранились только отдельные экземпляры, но они все содержались в спецхранах до «перестройки». Этот труд высоко оценивается украинскими историками. В частности, создатели его политической биографии писали: «восьмидесятилетний опыт осмысления событий 1917–1920 годов на Украине доказывает каждый раз убедительнее, что торжество прогрессивных исследовательских тенденций невозможно без развития традиций, начатых В. Винниченко, более того – без непосредственного обращения к его произведению. Невзирая на течение времени, появление новых исследований, в большинстве своих аспектов “Возрождение нации” Винниченко и сейчас остается непревзойденной работой, значимость которой – по крайней мере на нынешнем этапе украинской истории – лишь неукоснительно возрастает, оказывается более рельефной и благотворной» [6. С. 201].
12 В мае 1920 г. после переговоров с представителями советской власти украинский писатель с женой приехали в Москву. По прошествии совещаний, встреч, поездок из Москвы в Харьков и обратно руководством страны рассматривались разные варианты участия Винниченко в общественно-политической жизни, однако он выдвинул требование включить его в состав Политбюро ЦК КП(б)У, поскольку считал, что, не будучи введенным в высшие органы власти, не сможет оказывать сколь-либо значительного влияния на положение дел в стране. Требование его не было удовлетворено. Противники Винниченко считали, что он поехал в Москву «за портфелями», однако записи в его дневнике, скорее, свидетельствуют об искреннем желании послужить делу революции, не изменяя при этом национальным интересам. Невозможность «делать, а не фигурировать» [9. С. 474] привела к тому, что 21 сентября 1920 г. Винниченко в последний раз покинул пределы советского государства и арену политической жизни Украины. Накануне отъезда уже бывший политик записал в дневнике: «Меня берет тоска. Почему-то мне так тяжело и тоскливо. Почему? Потому, что бросаю Украину? Революцию? Что выхожу из рядов действующей армии? Что чувствую провал всего дела? Наверное, все вместе» [9. С. 481].
13 После окончательной эмиграции Винниченко с женой вернулись в Вену. Там писатель выступил с открытым письмом, напечатанным отдельной брошюрой, «Революция в опасности! (Письмо Заграничной группы УКП к коммунистам и революционным социалистам Европы и Америки)». Ответом советской власти было решение, принятое на V Всеукраинском съезде советов, состоявшемся 25 февраля – 3 марта 1921 г., об исключении Винниченко из состава ВУЦВК и объявлении его «врагом народа». 19 марта 1921 г. в Вене вышел последний номер редактируемого Винниченко политического, экономического и научного еженедельника «Нова доба»19, в котором было размещено заявление о прекращении работы и самоликвидации Заграничной группы УКП. Эту дату можно считать датой окончания активной политической карьеры Винниченко. После Вены супруги Винниченко жили в Карлсбаде, Берлине, Рауэне, Праге. В Чехословакии писатель встречался с президентом Т. Масариком (1850–1937) и тогдашним министром иностранных дел, а впоследствии вторым президентом Чехословакии Э. Бенешем (1884–1948), вероятно, не только с целью рассказать им о положении дел в Советском Союзе, но и выяснить, есть ли у него перспективы получения чешской государственной стипендии20. Видимо, перспектив не было, поэтому Винниченко обратился к своему давнему знакомому – президенту Германии Ф. Эберту (1871–1925) с просьбой о получении разрешения на проживание в Германии, которое и получил. С 24 февраля 1921 г. супруги Винниченко жили в городке Целлендорфе под Берлином, в 1923 г. переехали в Рауэн. Хотя жизнь Винниченко была довольно активна в Германии – украинской общиной он был выбран главой комитета помощи голодающим на Украине, его пьесы с успехом шли на сценах немецких театров, – находясь в маленьком городке под Берлином, он ощущал свою оторванность от культурной жизни, общества, и потому семейная пара решила в 1925 г. переехать во Францию, в Париж, где Винниченко начал активно заниматься живописью21, не бросая литературной работы. В октябре 1934 г. они перебрались в городок Мужен в предместье Канн. На Лазурный берег семья Винниченко переехала в поисках не морского воздуха, непревзойденных пейзажей, тишины, спокойствия и умиротворения, а пропитания: после того как в советской Украине перестали издавать произведения Владимира Кирилловича, а во Франции он не получил поддержки украинских эмигрантов как политик, не отказавшийся от своей промарксистской и, в целом, прокоммунистической позиции (несмотря на критику действий большевиков в СССР), писателю и его супруге просто было не на что жить. Они вложили все свои деньги и специально для этих целей оформленный кредит (с ним Винниченко не сумел расплатиться до конца жизни) в покупку дешевого на тот момент обширного (больше гектара) участка земли и полуразрушенного двухсотпятидесятилетнего старинного дома, который восстановили своими силами. Надежда (к их великому сожалению, не оправдавшаяся) была на то, что в этом имении можно будет выращивать овощи и фрукты, продавать их и на эти средства жить безбедно. Они дали своей небольшой усадьбе ласковое название «Закуток». Там писатель работал как простой фермер и, по мере сил и возможностей, продолжал свою литературную деятельность. Во время Второй мировой войны Винниченко ничего не писал, попал на непродолжительное время два раза в концлагерь как иностранный гражданин, но после проверок был отпущен. После войны молодое поколение украинской эмиграции с удивлением обнаружило, что Винниченко, бывший для них легендой, жив: ему стали приходить письма, в которых люди высказывали свое уважение, поддержку и восхищение его политической деятельностью и творчеством. После многих лет, проведенных практически в изоляции от общества, для писателя и политика это признание соотечественников было крайне важным.
19. 19 «Нова доба» (бук. «Новые сутки») – газета, созданная Винниченко в Вене в 1920 г. как политический, экономический и научный еженедельник. Придерживалась просоветских позиций до поездки Винниченко в Москву, после – критиковала деятельность советской власти на Украине.

20. 20 С Масариком у Винниченко в 1924 г. состоялась еще одна встреча, на которой обсуждалась возможность падения режима большевиков и организация в связи с этим единого фронта украинской эмиграции. Масарик обещал помочь, но Винниченко так и не дождался ни материальной поддержки, ни новой встречи.

21. 21 Интерес к живописи Винниченко проявлял и ранее: первые его «пробы пера» относятся к середине 1910-х годов, когда рисование для него стало одним из видов отдыха от литературной деятельности. Однако в Париже, во многом под влиянием дружбы с известным украинским художником, одним из представителей художественного течения «Эколь де Пари» Михаилом Глущенко (познакомились они еще в 1921 г. в Берлине), Винниченко быстро прогрессирует как художник и не оставляет занятий живописью до конца жизни.
14 Всю свою жизнь, начиная с 1902 г., когда был опубликован его первый рассказ, Винниченко занимался литературным творчеством. Последний роман «Слово за тобой, Сталин!» он закончил в 1950 г. После окончательного отъезда за границу начал рисовать и достиг определенных успехов в живописи22. Все годы вынужденной эмиграции писатель пристально, с горечью, болью и тоской по родине, следил за тем, что происходило на Украине23. Если была возможность, реагировал на те или иные события в печати. Умер Владимир Кириллович Винниченко 6 марта 1951 г. Похоронен во Франции на городском кладбище Мужена, куда неравнодушные соотечественники писателя регулярно совершают «паломнические» поездки, о чем некоторые из них пишут травелоги [10. С. 132–133]. Несмотря на противоречивость этой личности, политику и литературу Украины без Винниченко в настоящее время невозможно представить – настолько масштабной и значимой была его деятельность.
22. 22 Картины Винниченко, как и весь остальной архив, после смерти его жены Розалии Лифшиц (она пережила мужа на семь лет) оказались в США, но не в Колумбийском фонде (как весь остальной архив), а в распоряжении УВАН (Українська Вiльна Академiя Наук) в Нью-Йорке. В 2000 г. УВАН решила передать через Виктора Ющенко (в то время премьер-министра Украины) Институту литературы им. Т.Г. Шевченко НАНУ 89 единиц хранения, среди которых были оригинальные картины маслом, акварели, альбомы с рисунками, а также 14 картин других художников (все они принадлежали семье Винниченко). В 2002 г. УВАН передала Институту литературы еще 10 картин. Эта коллекция находится на хранении в отделе рукописных фондов и текстологии Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАНУ. Ознакомиться с ней можно по изданию «Володимир Винниченко – художник» [Альбом]. Київ, 2007.

23. 23 Свидетельства этому мы можем найти в дневниковых записях Винниченко.

Библиография

1. Жулинський М. «Я не знаю таких записок i щоденникiв». Володимир Винниченко: щоденниковi записи 1926–1928 рр. // Винниченко В. Щоденник. Том третiй (1926–1928). Київ; Едмонт; Нью-Йорк, 2010.

2. Литвин С. Чому й дотепер Винниченко вивищується над Петлюрою? // День. 2005. 28 травня. [Электронный ресурс]. URL: https://day.kyiv.ua/uk/article/istoriya-i-ya/chomu-y-doteper-vinnichenko-vivishchuietsya-nad-petlyuroyu. Дата обращения: 25.03.2020.

3. Пеленський Я. Чому так мало думаємо? // Українська лiтературна газета. 1960. Ч. 4 (58). Квiтень.

4. Удод О. Iсторiософськi погляди Володимира Винниченка // Громадсько-полiтична дiяльнiсть Володимира Винниченка (До 125–рiччя вiд дня народження). Збiрник статей. Київ, 2006.

5. Наєнко М. Художня лiтература України. Вiд мiфiв до модерної реальностi. Київ, 2008.

6. Кульчицький С., Солдатенко В. Володимир Винниченко. Київ, 2005.

7. Чикаленко Є., Винниченко В. Листування. 1902–1929 роки / Упор. та вс. ст. Н. Миронець. Київ, 2010.

8. Винниченко В. Вiдрождення нацiї. Репринте видання 1920 року. Частина I. Київ, 1990.

9. Винниченко В. Щоденник (1911–1920). Том перший. Едмонт, 1980.

10. Байдалова Е.В. Травелог как элемент украинской биографической прозы: на пути к В. Винниченко // Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сер. «Современные литературы стран Центральной и Юго-Восточной Европы». М., 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести